Эффект сотой обезьяны: мистификация века или научный прорыв?

Эффект сотой обезьяны, или Критическая масса особей

Впервые об «эффекте сотой обезьяны» заговорили в 80-х годах прошлого века, после того в 1979 г. вышла книга южноафриканского ботаника, биолога и антрополога Лайэлла Уотсона под названием «Жизненный поток: биология бессознательного» (Lifetide: a Biology of the Unconscious). Эта книга, как и другие книги этого ученого, получившего по окончании одного из университетов ЮАР ученые степени по ботанике, зоологии, а затем геологии, химии, морской биологии, экологии и антропологии, стала необычайно популярной. Ведь в ней Лайэлл Уотсон описал весьма любопытный научный эксперимент, проведенный японскими учеными с обезьянами-макаками, и на его основе сделал очень интересные и необычные выводы.

Для написания своей книги он воспользовался историей, рассказанной английским антропологом и доктором философских наук Лоуренсом Блэром в предисловии к книге «Ритмы виденья» (1975).

Несколько позже, в 1982 г., американский преподаватель по личностному росту и вопросам общественного сознания Кен Кейес-младший написал книгу «Сотая обезьяна» (The Hundredth Monkey), где также описал этот же эксперимент.

Никто не мог усомниться в подлинности исследования и объективности Лайэлла Уотсона, Лоуренса Блэра и Кена Кейеса, ведь это были довольно известные и авторитетные люди. И именно они способствовали популяризации научного эксперимента, проведенного в 50-х годах прошлого века.

В чем же заключался этот эксперимент

На одном из японских островов жили макаки, образ жизни которых изучали японские ученые. Макаки питались сладкими клубнями – картофелем-бататом. Плоды были все в песке, и обезьяны, прежде чем приступить к еде, старательно очищали батат от него своими лапами. Так было до тех пор, пока одна молодая обезьяна не догадалась вымыть батат. Глядя на нее, постепенно полезный опыт переняли и другие обезьяны.

Любопытно, что быстрее это сделали молодые макаки. Макаки старшего возраста оказались более консервативны и не хотели изменять прежним привычкам, продолжая стряхивать песок с батата лапами.

Процесс овладения новым опытом продвигался медленно: прошло долгих пять лет (с 1953-го по 1958 год), пока все молодые макаки этого острова научились мыть картофель. Но затем произошло нечто необычное: когда количество обезьян, научившихся относительно цивилизованно обращаться со своим продуктом питания, достигло некоей критической величины, в данном случае 100, произошел существенный скачок в скорости овладения этой привычкой. Мыть батат перед едой стали едва ли не все обезьяны острова. Более того, каким-то непонятным образом эту привычку переняли и обезьяны близлежащих островов, хотя никакой связи между ними не было.

Так выглядел эксперимент с точки зрения Лайэлла Уотсона и Кена Кейеса. Опираясь на него, они подтвердили право на существование научной гипотезы о том, что существует единое энергоинформационное поле и единое групповое сознание. Выводы, полученные на основе наблюдения за поведением макак, они распространили на человеческое общество и отношения между людьми. Согласно их заключениям, для того чтобы было сделано научное открытие или получен ответ на какой-то вопрос, достаточно лишь того, чтобы количество заинтересованных в получении данной информации или занятых решением проблемы достигло критической массы.

Получается, что даже одна фотография или одна фраза могут изменить мир, если найдут отклик в сердцах миллионов. То есть если многие люди будут думать об одном и том же и желать одного и того же, их идеи легко воплотятся в реальность.

А была ли сотая обезьяна?

Многие психологи безоговорочно признали эту теорию и стали активно применять ее для подтверждения каких-то своих идей. Она даже вошла в науку, получив название «эффект сотой обезьяны».

Но нашлись и более дотошные ученые, которые привыкли не доверять, а проверять. Американка Элайн Майерс подвергла сомнению данные, описанные Уотсоном и Кейесом, и сама изучила все материалы японских ученых из Токийского университета относительно эксперимента с макаками. В частности, они были изложены в издании Primates.

Оказалось, что были и макаки, был и грязный батат, которым их кормили и который впоследствии они стали мыть, прежде чем съесть. Однако никакого критического числа, после которого привычка стала распространяться по острову в геометрической прогрессии, не было. Она распространялась естественным путем – с помощью наблюдения и повторения. Причем старшие макаки упорно не хотели ее перенимать.

И уж тем более эта привычка необъяснимым образом не передавалась обезьяньим колониям соседних островов. И если тамошние макаки и предпочли питаться мытыми плодами, то лишь потому, что эта идея точно так же пришла в голову сначала одной из них.

После того, как выяснилось, что авторы вышеупомянутых книг не общались с учеными, проводившими эксперимент, а пользовались перепечатками и вторичными источниками с искаженными данными, Уотсон согласился, что сотая обезьяна – это всего лишь его красивая выдумка.

Тайна остается тайной

Несмотря на то, что эффект сотой обезьяны был дискредитирован, исследователи разных стран возвращаются к нему и проводят все новые эксперименты, пытаясь объяснить некоторые пока не объяснимые явления. Например, в глухом селе, затерянном в горах, и стар и млад играют на единственно доступном музыкальном инструменте – скрипке. Ее берет в руки и 4-летний ребенок и начинает играть так, что его игре позавидовали бы лучшие скрипачи мира. Где он учился? Да нигде, он просто смотрел, как играют его отец и дед. Как такое возможно?

Или еще с десяток лет тому назад люди, уверенно катающиеся на горных лыжах, разбивали себе руки и ноги, впервые встав на сноуборд. Им нужно было несколько дней тренировок, чтобы освоить эту доску и не падать. Сегодняшнее же молодое поколение делает это с легкостью едва ли не в первый день. Что происходит? Ведь за эти несколько лет физическим они не изменились!

Сколько угодно примеров можно найти и в мировой истории. Одни и те же открытия совершаются почти в одно и то же время разными людьми в разных странах! Доходит даже до судебных разбирательств, кому принадлежит то или иное изобретение, как это, произошло, например, с телефоном. Одна и та же идея пришла в голову одновременно людям, живущим на разных континентах!

Выдвигается множество версий: говорят и об информационной оболочке Земли, и о сигналах из космоса, и о передаче мыслей на расстоянии, и о Вселенском Информационном Банке, с которым люди в той или иной степени связаны информационными каналами. Существует и теория, по которой человек изначально может все, но затем просто «забывает». Однако, обучаясь каким-то навыкам, он словно их «вспоминает» – лучше или хуже, чем было заложено в нем первоначально.

Так что действительно ли эффект сотой обезьяны – это мистификация или же это все-таки прорыв в науке, который когда-нибудь будет подтвержден более вескими аргументами, вряд ли кто-то сейчас ответит совершенно точно.