Социальная направленность бизнеса

Социальная направленность бизнеса

Стратегия развития бизнеса напрямую зависит от его взаимодействия с обществом и государством. Есть модели, которые заточены только на экономическую составляющую, выраженную во вложении средств, уплате налогов и получении прибыли. Существуют компании, которые заточены исключительно на социальной значимости и не ставят первичной задачей заработок. Но сегодня все чаще можно встретить совмещение экономической и социальной составляющей.

Понятие социального предпринимательства в России пока отсутствует. Попробуем дать общее определение. Социально-направленный бизнес строит свою деятельность вокруг решения какой-то социально значимой проблемы: возрождение культурных традиций, работа с малообеспеченными слоями населения, обеспечение безопасности детей и пожилых людей, экология, просвещение и образование, поиск лекарств от тяжелых заболеваний и так далее.

Можно с уверенностью говорить о тренде социальной ответственности компаний, который становится критерием выбора потенциальными клиентами. Важно найти эту составляющую в бизнесе и продвигать ее. В дальнейшем подобные проекты помогут аудитории сделать выбор в пользу вас. По статистике, прежде чем остановиться на компании, современный пользователь в 80% случаев просматривает в интернете ее участие в общественно значимых мероприятиях и благотворительности. Например, McDonald’s или Walmart, которые давно ассоциируются у покупателей с помощью детям.

Существует несколько способов формирования такой ниши:

  • Ваш продукт напрямую решает социальную проблему, улучшает жизнь людей, способствует их комфорту и безопасности. Например, технологичные решения для пансионата слабовидящих, где пациенты и персонал смогут удаленно общаться и подавать сигналы SOS.
  • Участие в благотворительности: создание фондов или регулярные пожертвования. Также клиенты и партнеры компании могут постоянно принимать участие в благотворительных акциях и жертвовать средства на осуществление социально значимых проектов.
  • Продукты и услуги компании можно интегрировать в социальную систему города или страны: например, разработка систем контроля для автопарков может иметь большое значение в осуществлении мониторинга пробок и аварийных ситуаций с участием общественного транспорта, машин скорой помощи и пожарных бригад.

С чего начинается социально-направленный бизнес

Для начала необходимо определить социальную проблему, которую ваша компания будет решать через реализацию товаров или услуг населению. Это станет отправной точкой вашей стратегии. Сегодня мало иметь просто хороший продукт. Необходима миссия, общий вектор, куда вы планируете двигаться, наивысшая цель, если хотите.

Основные критерии социальной проблемы:

  • Прибыль компании является не целью, а средством решения какой-то социальной боли. Например, ваш товар помогает людям с ограниченными возможностями или способствует спасению животных. Например, модный в последнее время экомех — это бизнес, целью которого является решение проблемы истребления ценных пушных зверей через реализацию красивых и качественных изделий из искусственного меха;
  • Социальная миссия, которая оформлена в четкие и конкретные цели и задачи, которые вы доносите до своих пользователей через медиа. Это должна быть яркая и понятная стратегия. Например, сеть ресторанов «В темноте» реализует миссию: предоставление рабочих мест для слабовидящих людей;
  • Использование технологий и инноваций для решения социальных проблем. Без этого невозможно эффективное предпринимательство. Мало просто заявить о том, что вы помогаете, необходимо придумать какое-то новое, ранее не используемое решение. Например, детские площадки с мониторами и подсветкой, которые помогают решить проблему безопасности и развития детей;
  • Тиражируемость: ваша идея должна быть легкой для применения в любом регионе страны. Не бойтесь того, что вас начнут копировать. Во-первых, это значит, что модель эффективна. Во-вторых, больше шансов для решения социальной проблемы. В третьих, конкурентная среда — это всегда хороший знак для развития бизнеса;
  • Устойчивая финансовая модель — это то, что отличает социально-направленный бизнес от благотворительности. Целью подобных компаний является получение прибыли от реализации товаров и услуг, направленных на решение социальных проблем. Важно найти баланс между помощью и высшей целью и финансовой стабильностью и окупаемостью бизнес-модели.

Кто был первым?

Более 30 лет назад успешный менеджер Уильям Дрейтон создал компанию «Ашока: новаторы для общества» (Ashoka: Innovators for the Public). Основная миссия компании была очень непопулярна во времена правления Рейгана в США — защита окружающей среды. Стартовый капитал фирмы составлял всего 60 000 долларов.

В 2000-х годах портфель достиг десятков миллионов долларов. Основная цель — инвестиционная поддержка малых проектов для решения проблем окружающей среды по всему миру. В настоящее время организация имеет филиалы в 60 странах мира и поддерживает более 1 800 стипендиатов в области социального предпринимательства.

Основные функции, которые несет социальное предпринимательство

Рабочие места для людей с ограниченными возможностями

Одной из главных целей создания социально-направленных компаний является предоставление возможностей для людей. которые не могут работать в обычном режиме. Примером служит «Школа фермера», которая помогает людям из интернатов и детских домов реализовать себя в сельском хозяйстве. Смысл бизнеса простой: молодежь обучают и трудоустраивают в фермы. Здесь они пробуют себя как инженеры и инноваторы. Ведь компания занимается не только фермерством, но и созданием новых решений для более эффективного и, главное, экологичного сельского хозяйства;

Помощь в решении глобальных проблем экологии

Египетская компания Sekem была создана для разработки инновационных решений в биодинамическом сельском хозяйстве. В те годы Египет переживал сильнейший кризис, во многих участках царил голод. Эти методы основаны на положении, что органическая культивация укрепляет плодородные структуры почвы, позволяет расширить растительное биоразнообразие и не производит неперерабатываемых отходов.

Все продукты, полученные с использованием этих методов, можно продать, пустить на переработку или повторно использовать в процессе культивации — таким образом создается устойчивое хозяйство. Позже на базе компании была организована Египетская биодинамическая ассоциация (Egyptian Biodinamic Association — ABDA), оказывающая консалтинговые услуги компаниям, которые решили работать в сфере биодинамического сельского хозяйства;

Создание комфортной атмосферы для потребителей

Это направление получило большую популярность в сфере медицины. По всему миру появляются частные роддома, где женщинам предлагают роды в домашней обстановке, бассейнах, с музыкой и доулами. Родоначальником этих компаний стал акушер-гинеколог Мишель Оден, который в своей работе активно продвигал идею положительного отношения к родам и беременности.

В Ростове-на-Дону в 2008 году была организована стоматологическая клиника «Бобренок», где главной целью было создание такой обстановки, чтобы дети не боялись похода к врачу. Там были установлены телевизоры, звучала приятная музыка, вокруг располагались игрушки и реализовывалось соответствующее отношение персонала. Регулярно врачи клиники устраивали профилактические дни для детей из малоимущих семей;

Создание новых пространств в качестве альтернативы государственным учреждениям

В Санкт-Петербурге существуют альтернативные школы («Апельсин») и детские сады («Садики Надежды Самойловой»), где дети получают индивидуальное отношение. Именно в подобных учреждениях могут учиться ребята с ограниченными возможностями. Для них создаются отдельные планы развития, а в школах отсутствует система оценок. Таким образом, бизнес помогает решить проблему инклюзивных учреждений по всей стране, которые сегодня, как никогда, актуальны.

Приоритетные задачи развития социального предпринимательства в России

Создание нормативной базы

На сегодняшний момент в России не существует соответствующих нормативных актов, которые определяют термин социального предпринимательства и регулируют работы подобных компаний. Также нет четких критериев, по которым государство может оказывать финансовую поддержку на начальном этапе, так как социальный бизнес, так или иначе, не направлен на получение одной лишь прибыли.

Информационная поддержка

Для привлечения внимания к социальным проектам и компаниям, которые реализуют инновационные решения в области обеспечения комфортной жизни и безопасности людей, необходимо привлекать федеральные СМИ и заниматься просвещением. По статистике люди активнее покупают товары и услуги в тех компаниях, где есть четкая идея и миссия. Из двух предложений человек наверняка выберет социально-направленное. К сожалению, многие просто не знают о существовании подобных кейсов.

Масштабирование социально-направленного бизнеса

Сегодня большинство таких компаний находится в крупных городах страны. Расширение в регионы дает большие возможности для распространения идеи социального предпринимательства. Опять же через бизнес-решения есть возможность не только реализовать товары и услуги, но и улучшить жизнь людей в небольших городах.

Реализация комплексного подхода к социально-направленному бизнесу позволит изменить и отношение коммерческих предприятий к социальной ответственности. Может случиться «цепная реакция», когда предприниматели начнут пересматривать стратегии развития и направлять основной вектор к людям, для решения их болей и проблем. Это выведет бизнес на совершенно новый уровень, когда во главе угла будет стоять не прибыль, а помощь людям и решение глобальных человеческих задач, таких как экология, здоровье, сохранение ресурсов.