Как не купить б/у креатив

Как не купить б/у креатив

Что представляет собой креатив? Это некая эфемерная субстанция, продукт и услуга, которая вряд ли поддается измерению и четкому определению. И эти особенности одновременно могут создать кучу сложностей для многочисленных креативных агентств, а с другой стороны, эти же особенности помогают им выживать.

Бывает так, что клиента приходится долго убеждать в том, что предлагаемый ему результат и есть тот самый креатив, и он должен его незамедлительно оплатить. Но есть и иные ситуации, когда агентство выдает откровенно «слизанную» у кого-то халтуру за работу, выполненную согласно всем требованиям.

Есть ситуации и похуже, о которых следует упомянуть. Они характерны для сферы web-дизайна, но вполне могут возникнуть в любой другой отрасли рекламного бизнеса. Давайте рассмотрим несколько типичных, часто встречающихся примеров:

«БУ-шный креатив»

Если у вас сложилось мнение, что креатив – это нечто одноразово-возвышенно-творческое, вы можете ошибаться. Некоторые агентства умеют ставить это дело на конвейер. К примеру, вы хотите заиметь свой сайт-магазин по продаже какого-то товара, неважно какого. Вы обращаетесь в соответствующую контору, где вам предлагают несколько вариантов дизайна.

Все вроде красиво, качественно, и удобно. И логотип на месте, и цветовая гамма приятна глазу. Вы делаете выбор. И представьте себе ваше удивление, если вы каким-то образом узнаете, что так понравившийся вам дизайн был создан (а точнее – подогнан под ваши требования) за несколько часов, а не за «две недели адского труда», как заверял вас менеджер.

И дело тут не в фантастическом профессионализме дизайнера. Просто данный вариант дизайна уже готовился для кого-то. И остался по какой-то причине невостребованным. Так что ж теперь, пропадать добру? Вставить логотип, подогнать дизайн под определенные требования для грамотного программиста – дело нескольких часов.

Получается, что вы покупаете вещь, сделанную не для вас. Можете назвать это, как вам самим нравится. Правда, клиент в большинстве случаев об истинном положении вещей остается в счастливом неведении.

Компиляция и плагиат

Не так редки случаи, когда «эксклюзивный и единственный в своем роде» дизайн оказывается с течением времени не таким уж и эксклюзивным. Ситуация может варьироваться от чистого плагиата до компиляции.

И вы со временем можете узнать, что есть где-то на краю географии, скажем в Новой Гвинее, сайт с точно таким же дизайном. За который, кстати, уплачена приличная сумма. В этом случае дизайнер просто использовал чужую разработку.

Бывают, и довольно часто, случаи «дизайнерской компиляции». Дизайнер создает креатив, как говорится, «с натуры», используя чужие подходы и решения. Если компиляция выполнена на должном уровне, предъявить что-либо ее создателю практически невозможно, так как данная работа уже «тянет» на чистое творчество.

Использование шаблонов

А если в агентстве дела с наличием креатива совсем неважные, а за плагиат конкуренты могут и руки оторвать, то это совсем не повод нанимать талантливого дизайнера. Зачем платить? На просторах Интернета живут и здравствуют многочисленные биржи, которые приторговывают шаблонами для сайтов. Там можно выбрать любой дизайн, приклеить к нему свой логотип, и получить, таким образом, желаемое очень быстро.

Но, как всегда, есть маленькое «но». Очень большая вероятность того, что кто-то уже прикупил (или прикупит попозже) такой же дизайн. Шаблоны ведь продаются любому желающему.

И одно дело, если агентство честно предупреждает о такой возможности сэкономить, и о последствиях. Но может быть и так, что вам продадут шаблон, купленный на одной из бирж, как эксклюзив.

И вы узнаете о том, что ваш сайт выполнен на основе вовсе не оригинального шаблона, из иронических комментариев клиентов. А может быть и еще похлеще – вам продадут шаблон, скомпилированный с другого сайта, который был куплен на бирже.

Так что рекомендация тут может быть только одна – доверяйте только тем, кто это заслужил. Иначе вы запросто можете попасть в очень некрасивую ситуацию, а «отмывать» имидж придется годами.