Оценка эффективности PR-кампаний и PR-акций

Оценка эффективности PR-кампаний и PR-акций

Существует мнение, что результаты проведения PR – кампании измерить невозможно. Но невозможно измерить только то, чего не существует, а результаты есть всегда. И есть методы и способы их измерения и оценки.

На деле ими часто пренебрегают, или же определенные методы просто не подходят для какой-то кампании, то есть с их помощью нельзя объективно оценить результаты. В данной статье мы рассмотрим в общих чертах существующие на данный момент способы оценки результатов от PR – кампании.

Упоминания в средствах массовой информации

Это один из самых популярных критериев оценки результатов – чем больше раз компания появилась в СМИ, тем больше эффект. Несмотря на то, что способ на первый взгляд достаточно простой, но он далеко не всегда позволяет объективно оценить результаты.

Ведь информация в СМИ бывает разной, в том числе и негативной. А это может говорить о плохой эффективности. И СМИ также бывают разные – печатные издания, телевидение, Интернет, радио. И все они имеют разное значение для продвижения вашего продукта. Возьмем, к примеру, журналы. Они есть популярные, и не очень. Предназначенный именно для вашей аудитории журнал даст намного более интересный эффект. По этой причине такой способ оценки эффективности PR не всегда подходит.

Качество средств массовой информации

Хотя речь опять же идет о СМИ, этот способ несколько отличен от предыдущего. Суть в том, чтобы отсортировать все СМИ по степени важности для вашей компании. Например, можно присвоить всем СМИ определенное количество баллов (или процентов). Скажем, за статью о новом ПО в журнале «Хакер» с солидным тиражом, можно присвоить 10 баллов, а за ту же публикацию в «Комсомольской правде» – 1 балл. Такой подход более рациональный и объективный, и позволяет довольно точно определить результаты.

Количество продаж

Конечная цель любого маркетинга – увеличение продаж. Это факт. Но в случае с PR-кампанией могут быть исключения. Например, фирма проводит подобную деятельность, имея цель сократить количество обращений в службу поддержки. Или повысить информированность своих клиентов. Да, такое тоже бывает.

Но если цель – увеличение продаж, то чем же тогда измерить результат, как не количеством этих самых продаж? Все очень просто – нужно только сравнить результаты «до» и «после». И если после огромного количества упоминаний в СМИ ваши продажи не пошли в гору, то проведенная PR- кампания пошла, как говорится, «коту под хвост».

Цель – выполнение определенной задачи

Имеется в виду, что кампания была ориентирована на выполнение какой-то задачи. И это далеко не всегда может быть количество проданного товара.

Целью вполне может служить:

  • Меньшее количество обращений в службу поддержки;
  • Новый имидж предприятия;
  • Увеличение популярности бренда или торговой марки;
  • Информация об изменениях в компании.

В этом случае, эффективность следует измерять, исходя из полученных данных. Другими словами, если ваша цель – информировать свою аудиторию о чем-то, то спрашивать нужно именно у нее. Проводить массовые опросы, выяснять процент людей которые были оповещены, и т. д.

Вирусный эффект

Иногда PR – компания носит скандальный характер, и имеет своей целью породить молву о компании или продукте (Crazy PR). При этом СМИ используется как активатор. А дальше люди, узнавшие о событии из СМИ, рассказывают об этом друзьям, родственникам, возможно, они добавят эту информацию в свой блог, на сайт, и т. д.

Большинство экспертов считают Crazy PR пустой тратой времени, денег, и что реальных результатов от применения этого способа не получить. Возможно, они правы. Однако есть и прецеденты – некоторым компаниям удается вполне успешно использовать этот инструмент в своих целях.

В целом, это все основные инструменты для оценки результата PR – деятельности. Конечно, если подойти к теме основательно, можно выделить много нюансов и интересных моментов. Но это требует индивидуального подхода к каждому объекту. В чем преимущества PR в Интернете?