5 советов по регистрации товарного знака

5 советов по регистрации товарного знака

Рано или поздно любой бизнес сталкивается с необходимостью зарегистрировать товарный знак: нужно индивидуализировать свой товар, чтобы клиенты и потребители легко его узнавали.

Процедура на первый взгляд простая: выбираете имя своему товару (например, сок «Добрый»), подаете заявку в Роспатент, там проводят экспертизу и по ее итогам выдают вам свидетельство о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания). Отныне исключительные права – ваши. Правда, нужно оговориться, что права у вас появились только на товарный знак, а не на логотип, фирменное обозначение или бренд, как иногда ошибочно полагают.

Проблема с получением свидетельства возникает обычно, если ваш товарный знак слишком банальный, схож с известным иностранным брендом или один в один копирует конкурента. Предлагаю учесть самые распространенные ошибки – это поможет выбрать лучший вариант.

Ваш знак похож на известный иностранный бренд

Еще недавно российские производители и продавцы одежды в борьбе за быстрое продвижение своих товаров на рынке без зазрения совести регистрировали в Роспатенте товарные знаки, схожие с известными иностранными брендами. Весной 2012 года высший арбитражный суд РФ расставил точки над i – аннулировал товарный знак Vacheron Constantin, зарегистрированный на компанию, занимающуюся производством и сбытом одежды через сеть магазинов Lady & Gentleman City.

Он был схож до степени смешения с товарным знаком известной швейцарской компании – производителя часов. Хотя эти товарные знаки индивидуализировали товары разного рода (одежда и часы), суд решил, что потребителя вводят в заблуждение: он мог поверить, что и одежда, и часы, маркированные товарным знаком Vacheron Constantin, принадлежат одному производителю.

Отныне такие спорные товарные знаки запрещены – суд считает их актом недобросовестной конкуренции, противоречащей честным обычаям в промышленности и торговых делах, запрещенной статьей 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности и статьей 10 Гражданского кодекса. Последствия для нарушителя серьезные: не только отказ в регистрации товарного знака, но и ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Ваш знак копирует конкурента

До недавнего времени на упаковках сэндвичей из «Макдоналдса» можно было увидеть надпись «С пылу с жару». Однако выяснилось, что товарный знак «С пылу с жару» уже зарегистрирован на ООО «ЛИМА» – производителя блинов и другой хлебобулочной продукции. И хотя ООО «Макдоналдс» так и не признало факт использования чужого товарного знака, суд счел его действия нарушением.

Другой пример: компании «Миллениум менеджмент Лимитед» было отказано в регистрации товарного знака Millenium Management, поскольку на момент подачи заявки уже существовало фирменное наименование одного российского банка Миллениум-банк, оказывающего услуги, схожие с услугами «Миллениум менеджмента». Советую заранее, прежде чем начинать разрабатывать товарный знак, провести патентный поиск на схожие уже зарегистрированные товарные знаки, как минимум среди своих конкурентов и производителей однородных товаров и услуг.

Ваш знак включает форму товара

В качестве элемента товарного знака запрещено использовать общепринятое обозначение самого товара или услуги. Например, нельзя для обувного магазина включать в товарный знак предметы обуви – изображение туфель, сапог, ботинок и так далее. Такие элементы могут быть использованы как неохраняемые части товарного знака.

Ваш знак стал общеупотребительным

Роспатент откажет в регистрации вошедшего во всеобщее употребление товарного знака типа «Аспирин» и схожих с ним наименований для лекарственных препаратов, снимающих симптомы простуды и гриппа. Слово «аспирин» ассоциируется у потребителей именно с такими препаратами. Та же история с общепринятыми символами и терминами.

Сочетание букв IT – «ай-ти» и им подобных в товарном знаке не пройдет, поскольку вызывает прочную ассоциацию с товарами и услугами в сфере компьютерной техники, информационных и цифровых технологий. Избежать отказа можно, скомбинировав это обозначение с другими элементами, например «IT-studio „Red water”». Они обеспечат различительную способность товарного знака.

Ваш знак слишком банальный

Компании любят использовать в качестве товарных знаков эпитеты, например, «красивый», «добрый», «нежный», «теплый», «уютный» и так далее. При регистрации таких товарных знаков следует помнить о соотношении используемого эпитета с видом, качеством и свойством товаров.

Например, варианты «вкусный сок» или «фруктовый сок», «сладкий сок», скорее всего, не пройдут экспертизу в Роспатенте. По закону для использования товарных знаков-эпитетов подходят только такие прилагательные, которые не передают свойства товара, не указывают на его вид и качество. Удачно этот запрет обошла компания «Вимм-Билль-Данн», зарегистрировав в отношении своей соковой продукции товарный знак-эпитет «Добрый».