Эффективные инструменты продвижения малого и микробизнеса

Новые тренды в продвижении малого и микробизнеса

Последний год стал тяжелым для большинства предпринимателей, но особенно пострадал малый и микро-бизнес. Существенное падение продаж и последующее сокращение бюджетов на привлечение клиентов превратились для небольших компаний в замкнутый круг.

Выходом стал поиск новых бесплатных или недорогих способов продвижения и отказ от многих привычных, но слабо работающих методов. Некоторые из этих способов пришли в малый бизнес от крупных компаний – предприниматели смогли адаптировать технологии для своих масштабов. Другие, наконец, получили осмысление и стали использоваться для реального взаимодействия с клиентами, а не ради галочки в плане развития.

Отказ от привычных методов продвижения

В первую очередь, произошло сокращение бюджетов на рекламу – почти все провели анализ своих расходов и конверсии. Это привело к тому, что часть агентств и фрилансеров по контексту и SEO остались без работы – уцелели те, кто действительно работал над конверсией, а не просто сливал бюджеты. Новым игрокам на рынке (которые, несмотря на кризис, появляются активно) сразу пришлось пересмотреть привычные инструменты – например, отказаться от сайта и сосредоточиться на работе в социальных сетях. Осознание того, что сайт нужен не каждой компании, пришло не сразу – долгое время считалось, что сайт обязательно должен быть в наличии. Однако множество новых способов установить контакт с клиентом способствовали появлению нового взгляда на этот вопрос.

Осознанный подход к представленности в социальных сетях

Поскольку люди все больше воспринимают социальные сети как торговую площадку и готовы приобретать там товары, цена на которые не превышает нескольких тысяч, этот подход вполне оправдан. Аудитория сетей вполне может конкурировать с поисковиками, а удобные инструменты для работы с ней появляются ежемесячно.

Если вы продаете недорогие товары личного пользования, услуги, продукцию домашнего производства, то для реализации ваших товаров вам хватит всего одного канала – это может быть как группа в социальной сети, так и сайт. Но для выбора необходимо определить, как и откуда вы будете привлекать посетителей. Реклама в социальных сетях зачастую дешевле и точнее таргетируется. Выбор зависит и от тематики вашего бизнеса: украшения, одежду, интересные предметы интерьера, парикмахерские услуги все чаще ищут прямо в соцсетях, поэтому для таких компаний важно поддерживать актуальность информации на своей странице. Да, о важности представленности в сетях говорят уже несколько лет, но, пожалуй, только сейчас малый бизнес начинает осознанно относиться к своему представительству там. Позиция «чтобы было» постепенно меняется в сторону понимания того, что это реальный канал, приводящий клиентов.

Контент-маркетинг

Урезание доли рекламы в маркетинговых активностях, внимание к конечному потребителю и снижение эффективности старых методов продвижения для привлечения современной аудитории, привели к пониманию того, что полезная информация привлекает клиентов больше, чем реклама. Контент-маркетинг стал важной частью общей стратегии продвижения – зарплата хорошего копирайтера обычно ниже затрат на полноценную рекламную компанию, а эффект такое продвижение дает хоть и не моментальный, но стабильный. Блог компании на сайте или на открытых ресурсах для предпринимателей хорошо индексируется и приводит посетителей и клиентов, которые ищут решение конкретных проблем.

Контент в социальных сетях тоже пришлось совершенствовать – демотиваторы и смешные картинки в сообществах компаний больше не дают взрывного эффекта. Теперь люди подписываются на страницы компаний ради интересных и полезных статей, новостей об акциях и скидках, возможности оперативно задать вопрос, а, возможно, и приобрести товар прямо в сообществе.

Участие в тематических мероприятиях

Если раньше малый бизнес относился к участию в мероприятиях с недоверием и предпочитал держаться в стороне, то теперь многие представители начинают приглядываться к этому виду продвижения. Да, классические мероприятия с обширной конференц-программой и фуршетом – это не то, что нужно небольшим компаниям и индивидуальным предпринимателям. Отсутствие подходящих мероприятий наконец привело к появлению тематических выставок, маркетов и барахолок, организованных такими же амбициозными новичками. Формат таких ивентов позволяет одновременно заниматься реализацией продукции и заводить полезные знакомства. Стоимость участия обычно отбивается за счет продаж прямо на мероприятии, а присутствие позволяет людям узнать о вашей компании. Зачастую прямо на таких выставках предприниматели находят себе партнеров, с которыми впоследствии проводят совместные акции.

Партнерские программы

В течение долгого времени партнерские программы были уделом воротил бизнеса и крупных компаний. Казалось бы, зачем малому бизнесу объединяться и затрачивать лишние усилия, если основная цель – удержаться на плаву? Но именно в кризис небольшим компаниям и предпринимателям пришла в голову идея буквально обмениваться клиентами со смежными направлениями. Так, например, те, кто продает платья в социальных сетях, с легкостью находят себе партнеров среди фотографов и визажистов. При покупке платья можно получить бесплатную фотосессию или сертификат на скидку, и наоборот. Партнерские программы для малого бизнеса – это не глобальные промо-акции и обмен логотипами, а, зачастую, что-то очень конкретное – например, репост в социальной сети. Но, тем не менее, этот способ работает. Клиенты переходят из группы в группу, приобретая дополняющие друг друга товары.

Использование досок объявлений и форумов

Поиск бесплатных способов продвижения приводит компании и частных предпринимателей к размещению своих товаров и услуг на всех доступных ресурсах. Часто используются доски объявлений, на многих из которых есть специализированные аккаунты для компаний, и даже форумы. Казалось бы, времена, когда компании писали посты со скрытой рекламой своей продукции, давно канули в лету, но сейчас этот способ получил новое прочтение. Теперь представители компаний не стремятся сделать вид, что они обычные пользователи – развернутые комментарии с описанием того, как продукция может помочь решить проблему, которой посвящена тема, позволяют привлечь часть лояльной аудитории скорее, чем скрытая реклама.

Классический PR и публикации

Если еще несколько лет назад публикаций в СМИ удавалось добиться только крупным компаниям, в то время, как небольшим было просто не до того, то теперь многое изменилось. Издания становятся внимательнее к обычной городской жизни, ищут интересные поводы и готовы публиковать истории небольшого бизнеса. Все чаще мы видим статьи о небольших кофейнях, пекарнях или швейных предприятиях.

Особенным успехом пользуются рассказы о семейном бизнесе или об офисных работниках, которые решили все бросить и создать свое дело. В таких историях читатели могут найти подтверждение собственных мыслей об открытии бизнеса, убедиться, что можно добиться успеха, просто найти новые кафе и магазины неподалеку. Чтобы найти выход на редактора, больше не нужен PR-менеджер – хозяин бизнеса может сам связываться с журналистами и предлагать им интересные темы. Истории успеха, инсайды компаний, статьи о том, как ваш бизнес побывал на грани провала или просто практические советы – можно не бояться предлагать изданиям рассказать именно о вас.

Необычные акции и кейсы

Доступ к интернету и множество открытых площадок, на которых можно выступить, позволяют устраивать интересные акции с меньшими затратами или бесплатно. Так, например, «Рокетбанк» на первых этапах раскрутки провел несколько почти бесплатных акций, которые стали вирусными. Конфликт в Twitter с Олегом Тиньковым и кейс с использованием на сайте логотипа Starbucks разошлись по всем крупным СМИ IT-и стартап-тематики, а подготовка акций не потребовала дополнительных затрат. Провести флэшмоб в Instagram с помощью хэштегов или подготовить необычный конкурс можно практически бесплатно (заплатить придется только за время работы вашего сотрудника).

В заключение хочу отметить, что сейчас наступает удивительное время для предпринимателей. Продвижение с одной стороны требует огромных бюджетов и непрекращающегося потока трафика, но с другой открывает невероятные возможности с точки зрения креативных решений и доступа к заинтересованной в полезном и интересном контенте аудитории. В будущем нас ждет дальнейшее упрощение коммуникации с пользователем, развитие направления контент-маркетинга, переход небольших компаний, предлагающих не слишком дорогую продукцию и услуги, в социальные сети и постоянный поиск свежих и необычных способов привлечь внимание клиента.