Как уничтожить мотивацию сотрудников: 12 вредных советов

Как уничтожить мотивацию сотрудников: 12 вредных советов

Руководители бывают разными, как, впрочем, и подчиненные. Задача руководителя найти подход к коллективу, а коллектив должен адекватно оценить усилия шефа и самоотверженно исполнять его распоряжения.

Ученые-англичане Роберт Блейк и Джейн Моутон выяснили, что по критерию «отношение к производственному процессу» — «забота о подчиненных» можно обозначить пять типов руководителей. Каждый тип по-своему мотивирует работников к исполнению обязанностей.

Авторитарное управление. Власть – подчинение

Их волнует только производство, а персонал для таких руководителей интереса не представляет. Стиль руководства – тотальный контроль. При таком шефе сотрудники редко проявляют инициативу и не хотят ни за что отвечать. Это неэффективное руководство.

Социальное руководство. Клуб по интересам

Приверженцы другой крайности, заботясь о сотрудниках, как о родных, забывают о производстве. Для такого руководителя главное – хорошие отношения со всеми. Производство при таком подходе, как правило, не развивается, а подчиненные забывают о своих служебных обязанностях. У сотрудников нет настоящих мотиваций к труду, ведь к ним и так хорошо относятся.

Примитивное управление. Работа как отдых

Такой руководитель не ориентирован ни на что – он не занимается производством и не волнуется об отношениях в коллективе. Сотрудники быстро понимают что к чему, и не относятся к работе всерьез.

Производственно-социальное руководство. Не очень золотая середина

Промежуточный стиль. Руководитель старается произвести хорошее впечатление, ищет компромиссы и старается лишний раз не попадаться на глаза. Позиция явно проигрышная и неэффективная. С таким руководителем трудно надеяться на процветание производства и работников.

Работа в команде. Лицом к лицу

Руководитель этого типа объединяет коллектив, являясь общепризнанным лидером, знает каждого сотрудника и старается развивать и использовать способности каждого. Идеальный менеджер, эффективный, но редко встречающийся. Он умеет мотивировать подчиненных и получить лучшие результаты. Формирует задания таким образом, чтобы исполнители могли самореализоваться и почувствовать собственную значимость.

Каждый из перечисленных стилей руководства может оказаться эффективным в определенных условиях, но для типичного бизнеса успешным можно считать только командный стиль руководства.

О работе в команде мечтают многие, но на практике руководители предпочитают, в лучшем случае, материальное стимулирование и даже не пытаются задействовать ценностные ориентиры подчиненных.

Возможно, в результате именно такого подхода, около 80% работников считают материальное стимулирование единственно возможным инструментом поощрения. Методы же нематериальной мотивации распространены, как правило, в крупных организациях с прогрессивным менеджментом и в прозападных компаниях.

В то же время, довольно часто руководители не обращают внимания ни на материальную, ни на нематериальную мотивацию сотрудников. Можно сказать больше – нередко своей основной задачей шеф считает профессиональное и личностное подавление подчиненных.

Для таких руководителей мы приготовили подсказки, которые ускорят процесс охлаждения интереса к результатам труда у сотрудников.

Вредные советы по демотивации работников

1. Тотальная слежка

Подчиненные ни за что не будут добросовестно трудиться, если не установить жесткую и надежную систему слежения. Вы должны установить турникеты, а лучше — сканеры отпечатков пальцев, видеокамеры, скриншоты и не забудьте мониторить личную переписку. Никогда не предупреждайте о новых правилах и не объясняйте, зачем нужна система и как результаты слежки отразятся на оплате. Чем меньше знает работник, тем лучше. Ваши козырь – внезапность, секретность и неотвратимость наказания.

2. Убейте мечты о карьере

Если работник хорошо справляется с работой, зачем вам искать другого на его место? вам не выгодны служебные перемещения, пусть все остаются на своих местах – так спокойнее. Стабильность – синоним счастья.

3. Не давайте им расслабиться!

Не допускайте даже мысли об опоздании на 5 минут, чаепитиях и перекурах. Ваши подчиненные только и ждут, когда вы проявите слабость, чтобы сесть вам на шею. Не верьте жалобам и просьбам о перерывах для отдыха – вам придется оплачивать их безделье. Требуйте как можно больше, и старайтесь не платить лишнего, не балуйте персонал.

4. Не пытайтесь улучшить условия труда

Кому-то не нравится маленький монитор, тусклое освещение и холод в помещении? Не нужно потакать нытикам! Дизайнер захотел эргономичную мышку для работы? Вот еще! Бухгалтер хочет еще один шкаф для документов? А раньше как обходился?! В спартанских условиях сотрудники только закаляются.

5. Обучать персонал – не ваша задача

Не вздумайте вкладывать средства в обучение сотрудников – они выучатся и уйдут к вашим конкурентам вместе с сертификатом. Вы же не хотите вкладывать деньги в чужой бизнес?!

6. Никаких одобрительных слов!

Может быть, кошке и приятно доброе слово, но вы платите сотрудникам зарплату – этого вполне достаточно. А вот на недостатки реагируйте немедленно, они должны понимать, что вы не спустите с рук их промахи.

7. Не позволяйте им умничать

Не обращайте внимания на идеи подчиненных, даже на самые дельные. Если дадите слабину, они подумают, что умнее вас. Регулярно ставьте их на место – идеи генерируете только вы!

8. Критика полезна

Не забывайте напоминать сотрудникам, что ошибки происходят по их вине, а достижения – благодаря вам. Критикуйте их остро и нелицеприятно, желательно, в присутствии других подчиненных или клиентов.

9. Начальник всегда прав. Справедливость – для слабых

Повышайте по службе только любимчиков или родственников. Остальные подождут – не важно, что они опытные и квалифицированные. Сердцу не прикажешь.

10. Сходи туда, не знаю куда

Вы сами знаете, что, когда и сколько нужно сделать. Что значит, много работы?! Значит, они плохо работают, пусть пошевеливаются. Миф о профессиональном выгорании придумали лентяи и бездельники.

11. Берегите секреты

Информация – это власть, и пусть она будет сосредоточена в ваших руках. Дозируя информацию правильно, вы будете управлять отношениями в коллективе: достойным – больше информации, неприятным – меньше.

12. Держите их в страхе

Регулярно напоминайте о дисциплинарных взысканиях по любому поводу. Введите систему санкций за нарушения. Пусть это будут штрафы и выговоры. Не допускайте мысли, что подобные меры не устраняют истинных причин проблемы. Мысль о неизбежном наказании заставит их работать более эффективно.

Не сомневайтесь, если вы будете твердо следовать нашим советам, очень скоро ваши сотрудники перестанут мыслить, стремиться к карьерному росту и испытывать удовольствие в течение рабочего дня. Те, которые не захотят развиваться по вашему плану, уйдут работать в другие компании.