5 советов, как стать хорошим и эффективным руководителем

Эксперты бизнес-школы City Business School рассказывают, как найти самый короткий путь к должности руководителя. Вам предстоит пройти 5 ключевых шагов, на каждом из которых вы освоите один из ключевых навыков успешного управленца.
Как стать хорошим начальником
Как стать хорошим начальником

Как стать руководителем. Первый вариант ответа, который приходит в голову многим, — хорошо работать, тогда тебя заметят и повысят. Однако на деле, чтобы стать успешным управленцем мало трудиться не покладая рук. Руководитель должен обладать навыками, которые отличают его от подчиненных и помогают выполнять свою работу на 5 с плюсом.

Когда вы освоите эти навыки, то превратитесь в управленца по сути — и нужная должность не заставит себя долго ждать. Давайте поговорим про каждый навык более подробно.

1. Научиться правильно ставить цели

Руководитель не руководитель, если не думает о будущем, а поглощен только разгребанием текучки. Менеджер должен уметь ставить цели не только для себя, но и для своих подчиненных.

Самая распространенная методика целепологания — SMART, про нее не слышал только ленивый. Мы знаем, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной и ограниченной по времени. Однако не все слышали, что в эту методику некоторые добавляют еще 2 буквы: E и R. В итоге получается SMARTER. Самое интересное, что расшифровывают эту «добавку» по-разному.

  • Кто-то говорит, что E — это Evaluate, а R — Re-Do. То есть цели не должны быть жесткими, и в зависимости от меняющихся условий их нужно переоценивать и корректировать, конечно, не забывая о первых пяти буквах.
  • Другие под E понимают Ethical, т. е. для них цель должна быть этичной и не вредить окружающему миру и среде.
  • Третьи утверждают, что цель является целью только тогда, когда она вдохновляет и вызывает душевный подъем (E — Excitable). Только так можно свернуть горы.
  • А четвертые для R используют еще одну расшифровку — Recorded, то есть цель нужно записывать на видном месте, чтобы натыкаться на нее каждый день.

Из этого следует, что не существует единственно верной методики постановки цели. Используйте SMART или SMARTER и выбирайте те буквы, которые вам больше нравятся, главное, чтобы это вам помогало не только ставить цели, но и достигать их.

2. Научиться делегировать задачи

Ключевая ошибка многих неопытных руководителей — после повышения продолжать свою работу специалиста и еще стараться выполнять задачи подчиненных. Но руководитель не Шива: у него не 10 рук, чтобы работать за всех. Для управленца сотрудники — ресурс, который нужно разумно использовать для достижения целей. Поэтому важный навык руководителя — умение делегировать.

Не стоит путать делегирование и перекладывание задач на плечи подчиненных. При делегировании вы всегда сохраняете за собой контроль и постоянно отслеживаете прогресс выполнения задачи, подталкивая сотрудника в нужную сторону, если это необходимо.

Помимо контроля, другая важная функция руководителя при делегировании — подробно разъяснить подчиненному поставленную задачу, а главное — предоставить полномочия и все необходимые инструменты для ее выполнения. Чтобы ничего не забыть, лучше сформулировать задачу в письменном виде. Конечно, проще перекинуть задачу сотруднику на бегу в коридоре, но в таком случае не стоит ожидать желаемого результата и можно сразу готовиться переделывать все самому так, как нужно.

Однако у делегирования есть и обратная сторона. Надо помогать сотрудникам, но ни в коем случае не стоит брать на себя задачу обратно. Эта ошибка называется обратным делегированием, чтобы ее избежать, постарайтесь помочь сотруднику советом или подскажите следующий шаг, или пригласите вместе подумать над выполнением задачи, однако помните, что ответственность за выполнение задачи должна остаться на том, кому вы ее передали.

Делегируйте задачи!

«Самое важное, чему я научился как менеджер, — что работу должны делать другие», — Алфред Слоун (1875–1966), американский автопромышленник.

3. Развить стратегическое мышление

Командующий в большинстве ситуация должен находиться вне боя, только тогда его взгляд будет охватывать всю картину сражения целиком. Он сможет следить за развитием ситуации и вовремя отдавать приказы, которые приведут к победе. Также и с руководителем. Если он не умеет подниматься над полем боя и смотреть на работу отдела в целом, он погрязнет в текучке. Будет работать от зари до зари, но серьезных побед так и не достигнет.

Настоящий руководитель должен обладать стратегическим мышлением и понимать, куда движется отдел, какие задачи приоритетны для развития компании, а какие можно отложить или вообще не делать. Какие проблемы лучше решить уже сегодня, чтобы не тушить пожары в будущем.

Как развить стратегическое мышление:

  • Интересуйтесь окружающим миром. Трудно увидеть картину целиком, если ваши интересы ограничиваются только работой. Стратегическое мышление тесно связано с любопытством. Когда вы интересуетесь наукой, технологиями или другими профессиональными областями, знакомитесь с новыми людьми, в вашей голове появляется больше связей между разными видами информации. А значит, у вас будет возникать больше идей по улучшения своей работы и развитию отдела.
  • Размышляйте. Заведите привычку не только решать текущие задачи, но и просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. Анализируйте и делайте предположения, к каким последствиям приведут ваши действия и почему так может произойти. Запоминайте свои выкладки, чтобы затем сравнить их с реальностью. Ошиблись в расчетах? — Подумайте, почему так произошло, какие факторы вы не учли. Стратегическое мышление, как мышца, чтобы его развить, надо стараться им пользоваться как можно чаще.
  • Играйте в шахматы. Шахматы давно считаются одной из лучших игр, которые тренируют стратегическое мышление. Чтобы победить, мало сконцентрироваться только на следующем ходе, важно просчитывать ситуацию на 3-4 хода вперед, что здорово тренирует стратегическое мышление.

4. Освоить методы принятия решений

Важный навык успешного руководителя — уметь определить момент, когда пора прекращать думать и начинать действовать. Даже неверное решение зачастую оказывается лучше, чем непринятое. Если ты сделал что-то и получил нежелательный опыт, можно извлечь из этого урок и двигаться дальше, а если не сделал, то так и останешься на том же месте.

Мы уже говорили о том, как принимать решения быстро. Однако чтобы не ошибиться в выборе в первую очередь надо правильно сформулировать проблему. Помните, известную фразу о том, что в вопросе содержится уже половина ответа? Также и тут. Чем больше времени вы потратите, чтобы правильно описать задачу, тем ближе подойдете к ее решению.

Чтобы найти подходящую формулировку, запишите задачу 5–10 раз по-разному. Сосредоточьтесь не столько на правильном, сколько на альтернативном определении проблемы:

  • Сделайте задачу более широкой или, наоборот, более узкой.
  • Используйте синонимы. Измените ключевые слова в формулировке задачи 5–10 раз и посмотрите, что получится. Несколько лет назад Toyota попросила сотрудников придумать, как они могут стать более продуктивными. Предложений поступило мало. Тогда руководство задало другой вопрос: «Как сделать вашу работу проще?» — от предложений не стало отбоя.
  • Переключите перспективу. Сначала запишите проблему со своей точки зрения, а затем перепишите ее с точки зрения минимум двух других людей, которые вовлечены в проблему или близки к ней. Этим способом часто пользовался Леонардо да Винчи. Когда он создавал велосипед, то поочередно ставил себя на место велосипедиста, инвестора, а потом и города, где его будут использовать.

5. Развить эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект давно перещеголял IQ как ключевой навык, необходимый для достижения успеха. Руководитель, результаты которого во многом зависят от работы его сотрудников, не может пренебрегать их потребностями. Он должен научиться управлять своими чувствами, правильно определять эмоции других людей и действовать соответственно.

Одна из главных особенностей людей с высоким эмоциональным интеллектом — они умеют не только слушать, но и слышать. Такой навык еще называют активным слушанием. Есть много способов тренировать активное слушание, однако важно, чтобы вам действительно было интересно то, о чем говорит собеседник, только тогда у вас получится завоевать его расположение.

Хороший способ подстегнуть интерес — поиграть в детектива. Представьте, что перед вами важный свидетель, которого нужно разговорить. Перед беседой с особо скучным человеком сформулируйте для себя какое-нибудь задание. Например, узнать, чем собеседник занимался в выходные, что он думает о таком-то человеке или запомнить как можно больше из того, о чем он вам успеет рассказать. Эта небольшая игра позволит вам сохранять интерес и внимание на протяжении всей беседы.

Самое главное — ни в коем случае не перебивайте собеседника. Когда вам захочется вставить комментарий или рассказать о себе, сделайте несколько медленных вдохов-выдохов, чтобы сдержаться.

Руководителями не рождаются, ими становятся. Кроме перечисленных навыков, настоящий менеджер должен уметь вести переговоры, с достоинством справляться с любыми конфликтами, разбираться в основных бизнес-процессах и многое-многое другое.

Все эти навыки можно осваивать по отдельности и самостоятельно, а можно выбрать самый короткий путь — получить бизнес-образование по одной из программ MBA, которые специально созданы и доведены до совершенства, чтобы готовить успешных управленцев.

© Пастухова Алена, BBF.ru

Не расходимся


У вас есть цель в жизни?

  • {$ item.name $} {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $} %
    {$ item.name $}

Комментарии ({$ added_comments.length + 0 $})

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.