Интервью с интернет-продюсером Максимом Спиридоновым

Интервью с интернет-продюсером Максимом Спиридоновым

Дорогие друзья, сегодня в гостях у TimesNet – Максим Спиридонов, основатель и руководитель продюсерского центра «Ройбер», занимающегося созданием веб-сервисов и интернет-СМИ, знаменитый блоггер, подкастер, консультант и просто хороший человек.

Максим, как продюсер и руководитель, участвовал в создании более чем 10 крупных веб-проектов, большинство из которых стали лидерами в своих нишах.

Речь идет о таких проектах как: ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни», сайт социальных закладок «Memori.ru», интернет-энциклопедия «Calend.ru», сервис закладок «БобрДобр» и подкаст-терминал «PodFM.ru».

Помимо всего прочего, Максим ведет еженедельно аналитическое аудио-шоу «Рунетология», гостями которого являются известные веб-специалисты, представители ярких стартапов, руководители и топ-менеджеры из числа самых заметных лиц Рунета.

На сегодня «Рунетология» – один из самых слушаемых, обсуждаемых и авторитетных подкастов на русском языке.

Итак, встречайте – Максим Спиридонов!

— Максим, многие задумываются об открытии собственного бизнеса, но далеко не все в итоге его открывают. Некоторых останавливает страх неопределенности, нестабильность, высокие риски, других – простая лень и отсутствие мотивации. Легко ли вам далось решение стать предпринимателем? Как вы пришли к мысли начать именно интернет-бизнес?

У меня не было такого момента, когда я вдруг принял решение пойти в бизнес. После института я работал в театре и на радио и видел свое будущее преимущественно в актерстве и музыке.

Однажды бывший однокурсник предложил совместно создать фирму по организации мероприятий. Я не сразу, но принял предложение, а чуть позже стал гендиректором этой фирмы.

Будучи руководителем компании, я уделял большое внимания сайту фирмы и ее представлению в Сети в целом. Этому способствовало и то, что еще за пару лет до этого я увлекся Интернетом и даже сам сделал с десяток сайтов для фирм своих знакомых.

В результате, во многом благодаря эффективному интернет-присутствию, дела фирмы пошли в гору. А я, экспериментируя и отыскивая новые пути, получил первый опыт в построении проектов, интернет-рекламе, маркетинге.

Года три-четыре мы росли и выросли до компании с довольно солидным оборотом. Но в то же время начались разногласия с моими партнерами. Их устраивало имеющееся положение вещей, а я хотел энергичных действий по развитию.

В этот момент у меня появилась возможность уехать в Германию. Я посчитал, что это хороший способ убить двух зайцев: прекратить наши трения с партнерами и увидеть, что такое жить в другой стране.

Я подготовил себе приемника на место директора и уехал. Еще год-полтора я продолжал работать в этой фирме удаленно. Потом продал свою долю, и мы окончательно расстались.

В первые же месяцы жизни в Германии встал вопрос: что делать? Я посчитал, что стоит попробовать работать в Рунете, используя прежний опыт и знания.

Впоследствии оказалось, что для работы над большими проектами у меня крайне мало опыта, а знания весьма поверхностны, но это все выяснилось уже в «боевых» условиях, в процессе решения конкретных задач, и уже ничего не оставалось, кроме как быстро находить решения и действовать.

— С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса вы столкнулись?

Недостаток опыта и денег. Я вкладывал исключительно свои, крайне скромные на тот момент, средства.

— По вашим оценкам, какова минимальная сумма, с которой сегодня можно начать интернет-бизнес? Какой минимальный коллектив и оснащение должно быть на начальном этапе?

Нельзя назвать конкретную сумму. Все зависит от типа и сложности проекта. То же самое касается и коллектива. Есть немало примеров, когда успешные веб-проекты поднимались практически без денег и усилиями одного человека.

Вспомнить хотя бы del.icio.us или более свежий Chatroulette.com. В тоже время все мы наблюдали истории, когда многочисленные и хорошо финансируемые коллективы заваливали проекты намертво. У проекта должен быть компетентный, неравнодушный и сильный руководитель. Это тоже не гарантия успеха, но предпосылка к нему.

— На чем можно сэкономить и на чем экономить не стоит при создании бизнеса в Интернете?

Нельзя экономить на экспертизе и компетенциях. Либо основатель, либо кто-то из его команды должен очень серьезно разбираться в той нише, где строится проект. Иначе ошибкой может стать само допущение, что этот проект нужен рынку, а значит, всё будет зря.

— Как долго вы окупали первоначальные вложения? Если возможно, для каждого вашего проекта

Не думаю, что примеры моих первых проектов будут показательны. Для меня каждый из них был экспериментом и школой. Школой профессии и школой выживания, поскольку нередко приходилось балансировать на грани закрытия, так как денег на продолжение работ не было.

Это сейчас все эти проекты либо удачно проданы, либо имеют солидную посещаемость и доходность. А тогда это была, без преувеличения, каждодневная борьба.

Но через два-три года поиска и после создания первых 3-4-х проектов работы по каждому из сайтов стали обретать более предсказуемые черты. Сейчас, запуская новый проект, мы рассчитываем окупить и вывести его на прибыльность за полтора-два года.

— Как вы подбирали (подбираете) ключевых сотрудников для проектов? Какими основными качествами должны обладать кандидаты?

Суммарно в проектах, которые я координирую на сегодня, штатно занято порядка 60-70 человек и еще несколько десятков внештатно. В каждом проекте есть своя методика поиска сотрудников.

Но часто, как и раньше, ключевые вакансии я публикую в своем блоге или Твиттере, и на них откликаются те люди, которые читают меня, слушают мои программы, заочно знакомы со мной. С ними проще находить общий язык.

— Вам удалось создать несколько крупных проектов. Как вы считаете, что именно помогло им набрать такую посещаемость и популярность в Рунете?

И снова повторю, что каждый проект – своя, очень отдельная история. Но если что-то и может их объединять, то, вероятно, это желание мое и людей, работающих со мной, сделать все максимально хорошо, неравнодушие к тому, чем занимаешься.

— Какой из способов, методов рекламы/продвижения, по вашему мнению, наиболее эффективен в плане привлечения посетителей на данный момент?

Как ни банально, но самый эффективный способ рекламы проекта – сделать его нужным и реально востребованным. Ну, а если о формальных способах продвижения, то для контент-проектов работает правильная внутренняя оптимизация кода для поисковых систем, правильная интеграция с социальными медиа через кнопки шаринга и виджеты комментариев. Эффективно работает, как и везде, нетривиальность мышления, нестандартный подход, фантазия.

— Какие действия необходимо совершить, чтобы привлеченный пользователь стал постоянным посетителем?

Увлечь его эмоционально или дать ему то, что с его точки зрения является объективно и безусловно ценным.

— Отразился ли на вашем бизнесе экономический кризис? Почувствовали ли вы спад рекламодателей и дохода в период с 2008 года по 2010, или оное не изменилось/начало расти?

Да, сейчас можно сказать о том, что в конце 2008-го мы испытывали некоторые сложности в связи с сильной просадкой по покупке рекламных площадей на наших проектах.

Но усилиями моих коллег – отдела продаж «Ройбера» и генерального директора компании Михаила Хорошева – мы смогли пройти через этот сложный период. Сейчас мы чувствуем себя очень бодрыми и полными сил для мощного развития, которое и осуществляем.

— Мы искали ваши проекты в зоне .рф, но не нашли. Плохо искали, или вы не регистрировали адреса имеющихся проектов в новой доменной зоне? Вы считаете, что у зоны РФ нет перспектив?

Мы не нравится затея с доменом РФ. Считаю ее бесполезной и даже вредной инициативой регистраторов, которые на пустом месте создали себе еще один товар в ассортименте продаж.

То, что домен будет жить в ближайшие годы уже очевидно. Хотя и жаль. Но долгоиграющие перспективы, надеюсь, у него будут малоинтересными. И из тех 700 тысяч доменов, что зарегистрированы на сегодня, через год, хочу верить, останется не более половины.

Остальные не будут продлены, поскольку после того, как уляжется истерика, всплывет то, что полезность от этого начинания весьма сомнительная и малопрактичная.

— Как у вас в команде принимаются решения о разработке новых функций для сайтов? Как принимается решение о необходимости внедрения того или иного нововведения?

Я координирую одновременно несколько проектов. Каждый проект на своей стадии, в своей нише, со своими особенностями. В каждом случае работают свои правила, выведенные эволюционным путем.

Там, где проект находится в стадии старта или серьезных изменений, я лично более активно участвую в обсуждениях, поиске, утверждении стратегии, принятии оперативных решений. Там же, где всё встало на более или менее стабильные рельсы, решения чаще принимает менеджер проекта, советуясь со мной по ключевым моментам.

— Сколько часов в день вы уделяете работе? Как планируете свой день и работаете ли по выходным?

Я работаю от 3 до 16 часов в сутки в зависимости от необходимости и ситуации. Впрочем, когда я не у компьютера – это не значит, что я полностью выключен.

Самые интересные мысли по проектам приходят, как правило, вне рабочего места – во время занятий спортом, за рулем, на прогулке.

До недавнего времени выходные у меня были почти такими же рабочими, как и все другие дни. Но последнее время я стараюсь в эти дни отвлекаться от работы полностью. Опыт показал, что такое переключение прибавляет эффективности, в конечном счете.

— Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития вашего бизнеса? Планируете ли вы расширяться или открывать смежные проекты в ближайшее время?

Планирую и постоянно занимаюсь новыми для себя сферами. Из последних новых ниш – создание приложений для iPhone и проект в нише с очень высокой конкуренцией – форекс.

В перспективе хочу заняться совсем далеким от Интернета продюсированием театральных и кинопостановок.

— Ваш прогноз: что изменится в Интернете в ближайшие 2-3 года? Какие направления будут наиболее популярны и прибыльны?

Тут я не буду оригинален: мобильный Интернет, социальные сети (прежде всего, Facebook и инфраструктура вокруг него), продажа цифровых товаров.

— Опираясь на свой опыт, что бы вы посоветовали тем, кто только планирует начать бизнес в Интернете?

Целеустремленности, смелости и умения держать удар.

— Ваши пожелания читателям бизнес портала BBF.RU

Будьте здоровы и счастливы.

Максим, большое спасибо за интересные ответы. Желаю вам всего наилучшего!