Интервью с основателем метапоисковика дешевых авиабилетов Aviasales

Интервью с основателем метапоисковика дешевых авиабилетов Aviasales

Aviasales.ru был запущен в январе 2008 года как удобная основателю RSS лента. Однако сайт оказался интересен многим путешественникам, потому и вырос в самостоятельный проект.

Вначале данные о спецпредложениях получались из открытых источников, с других сайтов и из рассылок авиакомпаний, позже, был добавлен специальный поисковый алгоритм, и в феврале 2009 года были куплены первые билеты. Сегодня в гостях у BBF.RU Константин Калинов, основатель и руководитель проекта.

— Константин, здравствуйте! Расскажите вкратце о себе

Добрый день! Я родился в Петербурге и там же окончил Академию МВД. Все, что было потом мало связано с моим образованием, так как занимался я контентными интернет-проектами и хостингом. Ну и зимой 2009 года появился Aviasales.

Который, конечно, лишил меня свободного времени, но дал возможность совместить то, что я действительно умею и люблю – путешествовать и работать с траффиком.

— Как много вы сами путешествуете?

Буквально на прошлой неделе я был на Пангане. А теперь собираюсь на Яву, хочу посмотреть Боробудур – это древнейший буддистский храм, который случайно нашли в 19 веке англичане. Тут у нас много вокруг всего интересного, особенно для тех, кто умеет искать билеты.

— Какие места, по вашему мнению, стоит посетить каждому туристу?

Париж. В обязательном порядке. До сих пор помню свою поездку из Питера во Францию на машине. Смотреть за изменениями за окном – ни с чем не сравнимое удовольствие.

— Расскажите о стартапе, как и при каких обстоятельствах появилась идея создать проект, кто был вдохновителем?

Идея проекта появилась из собственной потребности в дешевых билетах. Я всегда довольно много летал и хотелось как-то оптимизировать затраты. Никто меня особенно на это не вдохновлял, я просто написал скрипт и вставил его в шаблон WorldPress.

— Как вы оцениваете текущее состояние российского туристического web рынка? В чем основные отличия российского тур web рынка от западного?

Российский туристичечкий онлайн-рынок еще в самом начале своего пути. Если в интернет уже пришло больше половины соотечественников, то еще далеко не у всех из них есть загран или пластиковая карта. С точки зрения аудитории перспективы огромны. Надо только правильно подобрать инструментарий для работы с этой аудиторией.

И в этом заключается основное отличие нашего рынка и западного. Тут все стараются подмять под себя продукт и ни о каких коллаборациях не может быть и речи. Например, продаю я билеты и делаю это отлично, так почему бы не отдать продажу отелей, в которых я мало смыслю партнеру?

В этом и все разница, ведь на западе компании вместе идут к победе, предлагая пользователю все новые и новые интегрированные сервисы, а у нас как бы пытаются сложить яйца в одну корзину.

— Сколько человек стояло у истоков проекта, сколько человек работает сейчас?

Проект начинал я и присоединившийся чуть позже контент-менеджер, который собирал информацию о распродажах авиакомпаний. Сейчас над Aviasales работает более 30 человек и мы постоянно растем.

— Какие вложения были сделаны в стартап? Есть ли у вас инвестор или обходитесь своими средствами?

Никаких финансовых вложений в стартап не было. Все, что зарабатывал проект сразу же пускалось в развитие и этот принцип используется до сих пор. Мы целиком и полностью закрываем расходы, связанные с ростом компании, за счет собственной прибыли.

— С какими трудностями вы столкнулись на начальном этапе? Как их преодолели?

Полностью отсутствие денег и было основной трудностью. Хотя, именно благодаря этому мы и стали теми, кто мы есть. Нет бюджета на специалиста – ок, разберемся с этим сами. То есть, мы умеем работать без бюджета. Так что получается, что свой недостаток мы «конвертировали» в несомненное достоинство.

— Что бы вы изменили, сделали по-другому, если бы начали этот же проект сейчас?

Ничего бы не менял. Повторил бы все с самого начала один в один.

— Какая бизнес-модель у проекта?

За 4 года мы прошли через разные способы монетизации. Изначально это была рекламная модель, ведь траффик на блог, которым являлся Aviasales.ru риходил значительный, теперь же это аффилиатный принцип – мы зарабатываем процент с продажи конкретного билета.

— Через какое время, после запуска, проект стал приносить прибыль и когда вышел на самоокупаемость?

Так как изначальные инвестиции в проект составили 0 рублей 0 копеек, то первые же партнерские объявления принесли прибыль. Конечно, это была не прибыль в привычном понимании, но самоокупаемость наступила в самые первые месяцы работы Aviasales.

— Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития вашего бизнеса?

Мы связываем свой рост с увеличением количества пользователей из России, которые в состоянии найти и оплатить билет онлайн. Для них же мы планируем расширить продуктовую линейку – уже сейчас на Aviasales вы можете подобрать себе отель и кроме того нам интересна аренда автомобилей и мы сейчас активно развиваем это направление.

Вместе с тем, мы пробуем выходить на азиатские рынки. Уже готов проект gocheap.travel с которым связаны наши самые оптимистичные ожидания.

— В чем заключаются ваши основные преимущества перед конкурентами на российском рынке?

Кроме того, что мы объединили 15 агентств в своем поиске, что дает пользователю возможность действительно выбирать и сравнивать цену авиабилета, особое внимание мы уделяем контролю этой цены. Это значит, что если вы нашли у нас билет из Москвы в тот же Париж за 10 000 рублей, именно столько вы и заплатите за него.

В настоящий момент не все поисковики могут обеспечить такую точность. Зачастую при переходе к агенту стоимость вырастает и иногда значительно. Мы же работаем над тем, чтобы цена в нашем поиске была финальной.

— Какие способы рекламы вы считаете наиболее эффективными, какие используете?

В нашем случае около 50 процентов траффика обеспечивает SEO. Все остальное – это прямые заходы и результаты работы партнерской программы. Практически любой сайт или блог может стать нашим аффилиатом, начав магнетизировать свой контент, причем, зачастую значительно эффективнее, чем тот же контекст.

— На подбор каких специалистов стоит обратить особое внимание. Как вы подбирали (подбираете) ключевых сотрудников? Какими качествами должны обладать кандидаты? Легко ли попасть к вам в команду и что для этого нужно сделать?

В настоящий момент мы ищем программистов, работающих на Ruby. Ничего особенного в том, чтобы попасть к нам нет, в разделе Вакансии aviasales.ru/vacancies приведено тестовое задание по результатам которого мы начинаем разговор о переезде.

— Насколько активное участие вы сами принимаете в жизни проекта сегодня?

Примерно с августа прошлого года я целиком и полностью сосредоточен на продуктовых вопросах, то есть, отойдя от оперативного управления, я занят разработкой поиска и маркетингом.

— Сколько часов в день вы работаете и как планируете свой рабочий день? Работаете ли в выходные?

Стандартно 8 часов. Конечно, иногда приходится и растянуть рабочий день часов эдак до 12, но в основном так. В выходные я тоже стараюсь не работать, однако не всегда получается.

— Как у вас в команде принимаются решения о разработке новых функций? Как вы решаете вопрос о необходимости того или иного нововведения?

Все изменения обсуждаются с руководящей командой. У каждого сервиса есть свой менеджер и именно в этом кругу мы обсуждаем нововведения.

— Что изменится в интернете в ближайшие 2–3 года? Какие направления будут наиболее популярны и прибыльны?

По моим представлениям, все идет к мобилизации интернета. То есть, сейчас, когда планшет можно купить за 200 долларов, а выбор смартфонов просто огромен, меняется точка входа в сеть. И на этом, конечно, можно заработать, если успеть за всеми этими изменениями.

— Опираясь на свой опыт, что бы вы посоветовали тем, кто только планирует начать интернет-бизнес?

Нужно просто брать и делать. За вас никто ничего не придумает и не сделает, а без вас – запросто. Ежедневно в интернете появляются сотни проектов и сколько из них принесут реальные деньги совершенно не понятно. Тут нужно просто пробовать, лезть в дело с головой и совершенно точно все получиться.

Спасибо Константину за интересное интервью. Желаем успеха в личной жизни и процветания в бизнесе Aviasales.