«Спиши.ру» – интервью с основателем сайта готовых домашних заданий

«Спиши.ру» – интервью с основателем сайта

Не для кого не секрет, что ученики не любят выполнять домашние задания и уж тем более писать рефераты. Если вспомнить, то многие из нас, старшего поколения, тоже этим грешили.

Сейчас, в век высоких технологий и интернета, найти ответы на домашние задания или скачать реферат не составит труда. Чем, собственно, ученики и студенты пользуются. Ну а о том, как на этом делать деньги, мы поговорим с основателем одного из лидирующих сайтов в области ГДЗ – Спиши.ру, Боруховским Владимиром.

— Здравствуйте! Представьтесь, расскажите немного о себе

Здравствуйте! Зовут меня Боруховский Владимир Абрамович, родился в Москве. Окончил Полиграфический институт. Увлечение – работа.

— Как появилась идея создать Спиши.ру?

Проект возник как рекламная площадка нашего издательства «Мультимедиа технологии – М», которое выпускало образовательные программы на CD. Идея создания сайта принадлежала моим детям, которые и начали осуществлять проект.

— Почему была выбрана именно ниша ГДЗ и рефераты?

Мы первые начали выпускать ГДЗ на CD и, соответственно, это оказалось на сайте.

— Какие отличия в данной нише в Рунете и в зарубежном интернете?

Насколько мне известно, за рубежом таких сайтов нет. Они не нужны им в принципе, т.к. там практически отсутствуют домашние задания. Во всяком случае в тех формах, которые существуют в России. Неверно воспринимать наш сайт как гигантскую шпар-галку для списывания.

У нас огромная аудитория родителей, которые только с нашей помощью могут проверить выполнение домашних заданий своих детей. Ведь помимо того, что учащийся должен решить какую-то задачу, он еще должен ее решить именно тем способом, который в данный момент ему объясняют в классе и соответственно оформить решение. Это называется «методически верно». Кроме того, вы можете не поверить, но это так, среди пользователей масса учителей, которые не всегда могут методически правильно решить задания по тем или иным предметам.

— Сколько часов в день вы работаете и как планируете свой рабочий день?

Я всю жизнь работал на нескольких работах. Поэтому для меня всегда было нормальным работать по 12-16 часов без выходных. Когда-то это было необходимо, чтобы прокормить семью. Потом, когда я стал работать на себя и это стало доставлять удовольствие, а не только деньги, это тем более было и остается нормой. Конечно, с возрастом такой ритм держать стало уже трудно.

— Сколько человек стояло у истоков проекта?

Трое. Если говорить о команде, то нас так и осталось трое, но появились, конечно, и наемные работники.

— Как вы подбираете сотрудников?

Я думаю, что это самый сложный вопрос в бизнесе. Сотрудников подбираем единственно возможным способом – перебором. Мы развиваемся, и поэтому сотрудники всегда нужны практически на все должности. Постоянно ищем везде. Через знакомых, через агенства, по Интернету.

— Сколько денег было вложено в проект?

Деньги в обычном понимании не вкладывались. Идея сайта выросла из работы издательства, так что деньги понадобились только на разработку сайта. Потом он неоднократно переделывался, и эта работа не прекращается ни на один день, т.к. сайт постоянно развивается и растет во всех отношениях. И с точки зрения объема контента, и сервисов, и численности посетителей. Соответственно деньги тратятся по мере необходимости. Проект такой, что его невозможно, да и не нужно было делать в один присест.

— Какая бизнес-модель у проекта?

А что это? Мы сделали сайт, который с первого дня приносил прибыль. Растет аудитория, появляются новые сервисы – растут доходы. Если кто-то захочет купить сайт, то, как говорится, продается в любой бизнес. Вопрос цены. Но специально поисками покупателя мы не занимаемся, т.к. это не имеет смысла. Сайт с каждым годом приносит все больший доход, и мы хорошо представляем себе, насколько этот доход может увеличиться и что для этого надо делать. Перспективы самые радужные.

— Когда проект вышел на окупаемость?

Проект вышел в плюс примерно через год. При этом надо понимать специфику данного проекта. Он работает примерно 9 месяцев в году. В каникулы сайт практически «отдыхает».

— Какие методы вы применяли для продвижения проекта?

Мы сами занимались продвижением и, могу сказать, очень успешно. Денег практически не тратили, во всяком случае таких, о которых бы имело смысл говорить.

— Какие разделы сайта пользуются большим спросом?

Конечно, готовые домашние задания (ГДЗ).

— Поделитесь цифрами и опишите среднестатистического посетителя

У нас пока нет обязательной регистрации. Мы абсолютно не понимаем, кому и зачем нужна цифра «зарегистрированных пользователей». Рекламщикам, маркетологам она точно не нужна. В большинстве случаев их интересует цифра дневной или недельной посещаемости. Ну кому нужен на специализированном сайте случайный человек, который зашел туда один или два раза на полминуты и больше никогда там не появится?

Наша аудитория отличается высокой стабильностью и продолжительностью ежедневного времени нахождения на сайте. Ребенок приходит к нам в 12 лет и становится нашим постоянным, регулярным посетителем на много лет. Минимум на 6 – пока не окончит школу, а если поступает в институт, то еще на 5, а потом появляются свои дети, и он уже на сайте в качестве родителя. С учетом разных соображений и имеющейся статистики мы оцениваем аудиторию сайта на сегодняшний день примерно в 6-7 млн. человек. Ежедневная посещаемость сайта около 400 000 уникальных посетителей.

— Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития вашего проекта?

Он стабильно развивается уже 6 лет. Средний рост посещаемости примерно 70% в год. Мы естественным путем превращаемся в молодежную социальную сеть, в основе которой лежит специализированный сайт.

Вы же понимаете, что ребенок может захотеть сегодня поиграть в новую компьютерную игру, завтра пойти на другой сайт послушать музыку или посмотреть фильм, послезавтра он будет гонять во дворе в футбол. Много интересного в жизни, и все хочется успеть. Единственное постоянное и обязательное, что у него есть, – это школа. Каждый день туда надо идти, и каждый день задают уроки. И это контролируют и учителя, и родители. Поэтому на нашем сайте он постоянно.

— Как относитесь к конкурентам, как с ними боретесь? Были ли случаи «угрозы» со стороны конкурентов?

Конкуренты, конечно есть, но реально у нас с ними огромный разрыв по посещаемости. Мы уже стали брендом. Сегодня учащиеся в поисковике вместо названия того или иного учебника или других учебных материалов просто заводят «spishy». Мы проводили выборочные опросы, и они показывают, что практически 100% учащихся знают наш сайт.

Когда мы только начинали, то было много проблем с соблюдением наших авторских прав, но с самыми крупными конкурентами мы смогли договориться о порядке размещения ссылок на нас, и проблема была исчерпана. Мы самый крупный образовательный ресурс Рунета.

Вообще много сайтов, которые заявляют, что у них расположены ГДЗ, но реально почти все они размещают куски ворованного у нас контента, к тому же отвратительного качества, с целью привлечь к себе посетителей, но на самом деле они являются распространителями порно и бесчисленных компьютерных вирусов, т.к. просто на ГДЗ заработать невозможно. По мере сил мы закрываем такие сайты. Я думаю, что мы закрыли их уже больше сотни.

Мне не нравится слово «борьба» (во всяком случае в том смысле, который обычно подразумевается в России). Больше подходит – соревнование. Надо стараться сделать все лучше, чем конкуренты, и понимать, что это не разовая работа, а постоянная. Стоит притормозить – и тебя обгонят. Догонять всегда легче, чем быть первым.

Угроз как таковых не было, но думаю, что есть недовольные «покупатели». К нам периодически поступают предложения о продаже проекта, но пока нас никто не смог заинтересовать. Просто тупо продать проект не очень интересно. Нас больше интересует хороший партнер.

DDOS-атаки у нас, к сожалению, постоянны. Дураков много. Иначе не скажешь. И если раньше они были, можно сказать, детские, то в этом году мы столкнулись с атакой огромных размеров. Конечно, нам невероятно повезло с программистами. Они не только сделали и поддерживают исключительно высоконагруженный проект, но и смогли это сделать так, что даже при атаке в 1Гбит/сек, мы не только не «легли», но и по итогу месяца посещаемость выросла.

В какой-то момент атакующие смогли даже положить канал у нашего провайдера. У нас же сайт несколько дней подтормаживал и только. Программисты молодцы. Атака продолжалась несколько месяцев. В итоге мы решили, что мы должны быть благодарны хакерам. Нас потестили, показали нам наши слабые места. В общем – спасибо.

— Каким вы видите будущее рынка ГДЗ и рефератов?

Пока школа будет работать так, как она работает, будет этот рынок. Точнее, он будет всегда, но формы будут, вероятно, меняться.

— Какие интересные нововведения нас ожидают в вашем сервисе в ближайшее время?

Появятся новые, образовательные и развлекательные сервисы. К нам поступает много предложений о сотрудничестве и от уже работающих сайтов, и от команд разработчиков, и от ТВ, и из-за рубежа. Планов много. Не хватает людей, но, думаю, потихоньку все решим.

— Поделитесь правилами успешного интернет-бизнеса

Правил два. И одно без другого не бывает. Первое. Нужна хорошая идея. Возникновение, нахождение идеи – чистое везение. Второе. Надо вкалывать и не ждать, что на тебя сразу свалятся миллионы. Если они в этом бизнесе есть, то вы их получите. Просто чуть позже. И работать, работать…

Спасибо за интервью!