Ричард Брэнсон о возможностях для бизнеса и о том, как оставаться преуспевающим

Ричард Брэнсон о возможностях для бизнеса и о том, как оставаться преуспевающим

В последние годы один из самых экстравагантных и удачливых бизнесменов, создатель бренда Virgin, под которым сегодня работает более 350 компаний, зачастил в Россию. В октябре на форуме «Открытые инновации» в Москве он подписал соглашение с «Роснано» об организации фонда на 200 млн долларов.

VGF Emerging Market Growth будет инвестировать в «зеленую» энергетику. В интервью нашему журналу сэр Брэнсон рассказал о том, что его заинтересовало в нашей стране, как не потерять деньги в кризис и почему он не дает своим компаниям разрастаться.

— Вы и правда верите, что Россия способна зарабатывать на «зеленой» энергетике? В нашей стране к подобным проектам относятся скептически, потому что у нас есть нефть и газ

Фонд Emerging Market будет работать в двух направлениях. В странах Центральной и Восточной Европы мы планируем сфокусироваться на развитии бизнеса в сфере возобновляемой энергетики – солнечной, ветряной и др. В России же решили сконцентрироваться на энергоэффективности: у вас действительно много нефти и газа, но эффективность их использования по сравнению со всем остальным миром очень низкая.

— Почему вы выбрали именно нашу страну?

— Я заинтересован в новых рынках и бизнес-возможностях. И я бы никогда не принял опрометчивое решение. У нас есть опытная и квалифицированная команда, работающая за кулисами. Она гарантирует: мы не делаем ничего, что могло бы поставить бренд под угрозу.

— Ждать ли второй волны кризиса?

Мне кажется, что мы постепенно выходим из финансового кризиса, но восстановление будет более медленным и неравномерным, чем привыкли на Западе. Вместе с тем я верю в эффективность инвестиций даже в трудные годы. Мы создали Virgin Records во время рецессии 1970-х и расширили Virgin Atlantic Airways в период экономического спада 1990-х.

За последние несколько лет, в условиях наихудшей рецессии в истории Великобритании, мы вырастили наш банк, оздоровительный клуб и бизнес в области здравоохранения. Истинный предприниматель не ждет лучших времен, а хватается за возможности, которые попадаются на пути, независимо от обстоятельств.

— Исходя из показателей ваших компаний, работающих в разных секторах рынка, можете ли вы сказать, какие отрасли сейчас самые перспективные? Во что бы вы посоветовали инвестировать?

Мы всегда были нацелены на запуск новых компаний. Недавно создали Virgin Live – совместное предприятие с Dainty Group. Оно поменяет подход к проведению гастрольных туров, потому что теперь в центре каждого шоу будет интерактивное взаимодействие с фанатами.

Это здорово – вернуться в музыкальную индустрию, с которой все и начиналось. Еще одна интересная область – сотовая связь. Мы расширили этот бизнес на Латинскую Америку и Восточную Европу, запустив Virgin Mobile Chile в 2011 году и Virgin Mobile Poland в минувшем августе. Мы также рассматривали возможности в России. Так что следите за этой темой!

— Ходит легенда, что Ричард Брэнсон и Virgin – это глобальный проект британских властей для популяризации идеи предпринимательства в 1970-х, когда страна переживала спад. Так ли это?

Похоже на сюжет хорошего фильма, но это неправда. Я всю свою жизнь строил бизнес в разных уголках мира вместе с огромной «семьей» коллег, развлекаясь и получая массу удовольствия. Согласитесь, правительство не особо сильно в этом. По крайней мере не на протяжении же 40 лет!

— Сколько ваших бизнес-начинаний в итоге потерпели неудачу?

У большинства успешных предприятий были сложности на этапе их становления. Virgin не исключение. Мы пережили застойные 1970-е и 1980-е, атаки террористов и войны, которые тоже влияли на наши компании. Я понял, что в любой ситуации, даже, казалось бы, безнадежной, есть перспективы. Когда что-то идет не по плану – туго с деньгами или проблемы в бизнесе, нужно относиться к этому как к вызову, а не как к провалу.

Мысли нестандартно и попытайся найти решение – и ты удивишься, как много возникнет отличных возможностей. Я всегда поражаюсь, сколько времени люди тратят, сожалея о неудачах, вместо того чтобы направить эту энергию на новый проект. Мы должны учиться на собственном опыте и ошибках.

— В чем секрет вашего успеха?

Когда наслаждаешься тем, что делаешь, ты, скорее всего, сделаешь это хорошо и будешь успешным. Начинать бизнес – огромный объем тяжелой работы, требующей уймы времени. Так что лучше получать от этого удовольствие. У нас в Virgin своя философия: бизнес должен быть «фаном». И если ты верно понимаешь это, убежден, ты создашь успешную и прибыльную компанию.

— В своей книге «Теряя невинность» вы пишете: одним из важнейших аргументов, чтобы убедить партнеров создать очередную компанию, была формулировка «это интересно». А что сегодня?

Есть много причин для входа в новый бизнес. Допустим, какой-то сектор действительно заинтересовал меня или кого-то из директоров Virgin, и мы видим в нем возможности для создания продукта, который придется по вкусу потребителю. Мне нравится переворачивать с ног на голову разные индустрии, меняя их порядки в пользу клиента, и понимать, что они больше никогда не будут прежними.

— Как вы оптимизируете бизнес-процессы, чтобы компании оставались успешными?

Мы стараемся сделать так, чтобы люди принимали решения, а не действовали на автомате, как роботы. Поощряем самостоятельность. Я всегда говорю коллегам: ваши сотрудники – это актив номер один. И они будут относиться к клиентам так, как вы относитесь к ним.

Урок, который я выучил еще в самом начале, – бизнес не должен быть слишком громоздким, чтобы менеджмент все контролировал. Например, когда штат нашей звукозаписывающей компании достиг 100 человек, я разделил ее на две части и назначил двух управляющих директоров, чтобы у каждого из них было чувство собственности. Это позволяет сохранять свежий взгляд на вещи.

— Кто принимает окончательное решение о старте нового проекта под брендом Virgin? Это только ваша прерогатива?

С тех пор, когда мы из одной компании превратились в две разные, я понял, что не смогу делать все сам. Мне пришлось учиться искусству делегирования полномочий и искать людей, которые лучше меня управляли бы фирмами. Это было непросто! Важно же найти тех, кто к управлению склонен больше, чем к предпринимательству. Я пытался отстраниться от управления, чтобы у меня была возможность думать о том, как вытащить Virgin Group на новый уровень.

Сейчас наши компании работают самостоятельно, со своими советами директоров во главе, которые принимают решения автономно. Так что группа не остается в руках одного человека. Все наши СЕО являются предпринимателями, и они, и их персонал чувствуют, что владеют компанией, на которую работают, – неважно, Virgin Mobile это или Virgin Atlantic. Они столь же страстно относятся к бренду, как и я, и зачастую знают о продуктах или услугах намного больше меня. Так и должно быть.

— Говорят, что работать с родственниками – не лучшая идея. Но вы с самого начала работали и с друзьями, и с родственниками. Как удается сохранять хорошие отношения?

Я часто вовлекаю свою семью и друзей в различные дела, будь то мозговые штурмы, презентационные полеты авиакомпании, экспедиции или вечеринки, которые мы устраиваем. Я стремлюсь находить хорошее в людях, слушаю их, верю в них, уважаю их и стараюсь дать возможность испытать себя. Именно они становятся основой бизнеса.

Все эти годы я имел счастье быть окруженным талантливой и лояльной группой советников и исполнительных директоров. Некоторые из них изначально были потенциальными партнерами по бизнесу, с кем-то я познакомился в процессе создания совместных предприятий, а с кем-то мы были просто друзьями.

Мой долгосрочный советник Питер Норрис сейчас председатель нашей холдинговой компании. Бывший глава одной из наших компаний Стивен Мерфи начинал как финансовый директор и был с нами 17 лет. А нынешний СЕО Джошуа Бейлисс, который был нашим адвокатом, с нами уже более семи лет. К управлению Virgin удавалось привлекать классных менеджеров.

— Вы страдаете звездной болезнью?

Мне чертовски повезло оказаться в том положении, в каком я нахожусь сейчас. Но я все еще люблю просто гулять по улице, общаясь с людьми. Многие останавливают, чтобы о чем-то спросить или сфотографироваться. И мне это нравится. Меня вдохновляют и мотивируют люди, которых я встречаю каждый день.

— Что вы делаете, чтобы сохранять форму при плотном графике со множеством встреч в различных частях света?

Всякий раз, когда я рядом с клубом Virgin Active, стараюсь немного позаниматься. Люблю теннис и кайтсерфинг и делаю упражнения каждый день, однако не устанавливаю жестких правил. Это для меня не работает.

Мне нравится активный отдых, а поддержание себя в форме – это побочный продукт того, что я делаю в свое удовольствие! Диеты – да, я пробовал несколько. Но я люблю вкусно поесть. И вообще, жизнь так коротка, а еда так хороша, чтобы лишать себя этого наслаждения… Лучше пойти поиграть в теннис подольше!

— Чего вам не хватает в жизни?

Я не верю в жизнь, полную сожалений. Моя мама всегда учила меня не оглядываться назад, сожалея о чем-то, а двигаться вперед. Я чувствую себя удачливым и свободным, и я очень благодарен ей за это.