Интервью с Павлом Мунтяном, создателем мультсериала Мистер Фримен

Интервью с Павлом Мунтяном, создателем мультсериала Mr. Freeman

В прошлом году создатель известного мультсериала Mr. Freeman уехал на Кипр вместе с сотрудниками своей студии Toonbox. Здесь они продолжили работать над проектами российских заказчиков, а также детскими мультсериалами «Куми-Куми» и «Котики, вперёд!». Мунтян рассказал о причинах отъезда, особенностях работы вдали от столицы и влиянии кризиса на бизнес анимационной студии.

Как решились на переезд

Мы давно планировали переехать из Москвы в более спокойное место. Перебирали много различных вариантов: Канада, Новая Зеландия, Австралия, Черногория, но в итоге остановились на Кипре. Причина проста: сегодня, для того чтобы быть в центре событий, не надо жить в Москве, Лондоне или Нью-Йорке. Интернет стёр все эти границы и позволяет находить любых людей откуда угодно.

Климат московский очень изматывает, пробки и долгие передвижения даже общественным транспортом просто высасывают энергию. Жизнь возле моря – это и постоянный отдых, и возможность планировать своё время (сейчас дорога от дома до офиса у всех сотрудников занимает в среднем 7-10 минут), и отсутствие социальных стрессов, которые не выбивает из рабочего процесса. Проблемы, которые терзают сотрудников здесь, гораздо приятнее тех, что их мучили в Москве: в бассейне вода стала мутная, ветер сильный не даёт нормально утром поиграть в волейбол, в пасмурную погоду не включил бойлер и остался без горячей воды под душем.

К тому же переезд для нас – это было реальное решение затяжных кризисных проблем студии. Только за год нахождения здесь мы сократили операционные расходы компании на 370 тысяч долларов. В первую очередь за счёт низкой аренды, экономии на электричестве, интернете, льготных налоговых ставок (здесь идёт поддержка компаний, работающих с нематериальными активами, поэтому мы платим всего 2,4% от прибыли). Здесь просто выгодно работать.

Если компания не привязана к месту своего расположения и не завязана на местоположении своих клиентов, то Москва – это не лучший город для работы. Я прожил в столице России 36 лет, с полной уверенностью, что если вокруг тебя нет этой суеты, то ты потеряешь нить, упустишь возможности, но я был не прав. Работать можно где угодно, а в нашем случае значительно выросла и производительность. Мы смогли сократить штат, при этом существенно увеличить выработку.

Как устроили жизнь на Кипре

За год до переезда мы начали сотрудничать с большой кипрской юридической компанией Abacus Ltd., которая помогала нам в решении всех возможных проблем, включая бытовые. Постепенно список задач, которые мы перед ними ставили, стал сокращаться, но и до сих пор они нам помогают в сложных вопросах: возврат НДС, подача налоговых деклараций и прочее. Они же помогли найти и офис.

Мы переехали составом в 15 семей. Здесь даже родился ребёнок у одной из переехавших пар (буквально неделю назад). Мы ждали его всей компанией, потому что это значит по-настоящему пустить корни! Бюрократических трудностей особо не было. Единственное, чего не хватало, – но это как и везде – простого опыта и простых знаний: куда идти, что говорить, к кому обращаться. Здесь всё проще, значительно проще. Здесь нет необходимости в бесконечном списке ненужных бумажек, но есть свои особенности. Если ты не знаешь, что и как, то и знания эти получить неоткуда – только экспериментами или через сарафанное радио. Сейчас навострились использовать местные сообщества в «Фейсбуке», но самые главные и активные из них появились уже после нашего переезда на Кипр.

Здесь все более толерантны, нет националистических настроений. Все улыбаются и чрезвычайно приветливы.

Мы расположились в городе Пафосе. Если в Москве студия площадью 250 квадратных метров нам обходилась около 10 тысяч долларов в месяц, то здесь мы арендуем половину этажа (390 квадратных метров + 140 квадратных метров балконов + 240 квадратных метров – крыша с панорамным видом на море) и внизу ещё трёхкомнатные апартаменты для гостей с двумя спальнями. Всё это нам обходится всего в 2 900 евро в месяц, то есть разница по-настоящему существенная.

Город Пафос – это самый маленький из четырёх городов Кипра. Для киприотов центр – это Никосия, где расположены все компании, все ТВ-станции, все министерства и всё-всё-всё, но там высокие дома и пробки! Для большинства русских центр здесь – это Лимасол, его даже называют тут Лимаград, потому что 25% населения – русскоговорящие, но он очень туристический и шумный. А Пафос – это тихий английский городок, который гудит только в туристический сезон, да и то весьма вяло, не мешая местному населению. Кстати, русскими здесь себя называют те, кто говорит по-русски: и украинцы, и грузины, и молдаване. Здесь все гораздо более толерантны, нет националистических настроений. Все улыбаются и чрезвычайно приветливы.

Что произошло с бизнесом

Мы ещё очень зависимы от российского рынка, поэтому кризис чувствуем на собственной шкуре. Но мир большой, и Россия – это лишь часть этого мира, поэтому наш выход на международные рынок – это не попытка оторваться, а скорее именно закрепиться на международном пространстве. Наши мультфильмы нравятся и россиянам, и американцам, и украинцам, и киприотам, и англичанам. По моим прогнозам, рынок России станет не самой значительной частью для студии лишь через пару лет. И это будет не самый лёгкий путь, но мы обязательно должны его пройти!

Мы фактически не делаем анимацию на заказ последнее время, а все ресурсы бросаем на собственные продукты. С переездом на Кипр мы сделали два коммерческих заказа, из которых один – для крупной международной компании, но при этом все переговоры вели на русском языке (хотя документы все были на английском). Мы более трёх лет уходим от прикладной (рекламной) анимации, но полностью перестанем ей заниматься, как мне кажется, лишь в 2017 году.

С переездом на Кипр мы сделали два коммерческих заказа, из которых один – для крупной международной компании.

YouTube – это одна из трёх основных цифровых площадок, приносящих стабильный и прогнозируемый доход компании. Для нас все цифровые площадки – это не только важнейший инструмент донесения наших брендов до конечного потребителя, но и серьёзная статья дохода. Сейчас помимо YouTube наши сериалы размещены на более чем 30 международных площадках и VOD-каналах, включая Smart TV. Оборот компании за 2014 год составил 1,1 миллиона долларов и увеличился в сравнении с 2013 годом на 5,7%. Это не фантастический рост, конечно, но весьма стабильный. В 2011 году оборот компании составлял всего 582 тысячи долларов, поэтому наметился спад в скорости роста, но это в первую очередь связано именно с кризисом рубля. По нашим прогнозам, оборот компании в 2015 году должен был составить 1,43 миллиона долларов.

У нас два основных сериала – это «Куми-Куми» (для детей 6-10 лет) и «Котики, вперёд!» (для малышей от 3 до 6 лет). Первый набрал уже большую популярность в России, где узнаваемость среди детей более 92%. Мало того, почти все дети от 4 до 10 лет, которых мы спрашиваем здесь на Кипре, прекрасно знают наш мультфильм. Выборка достаточно большая: русские, литовцы, грузины, румыны, украинцы, киприоты. Совершенно не знают про нас англичане, но все страны бывшего СССР и часть Европы нами охвачены.

Сейчас начали знакомить с нашими сериалами американцев. Наш сериал про Котиков только набирает обороты. За последний год на YouTube «Куми-Куми» собрал более 115 миллионов просмотров, а буквально год назад стартовавшие «Котики, вперёд!» уже собрали 35 миллионов просмотров, что для нового игрока на рынке весьма и весьма хороший показатель! В ближайшее время мы не планируем запускать никаких новых проектов, все силы студии будут сконцентрированы на имеющихся брендах.