Как научиться зарабатывать на собственном творчестве

Как реализовать свои творческие способности и научиться зарабатывать на них деньги

Сложилось мнение, что люди творческих профессий не могут иметь большого заработка. Мария Мамкаева – художница, работы которой находятся в частных (Россия, США, Япония, Швейцария, Франция, Италия, Германия, Китай) и музейных коллекциях (в том числе в Эрмитаже), дизайнер ювелирных украшений, Член Творческого Союза Художников и Член Союза Художников России, рассказала о том, как реализовать свои творческие способности и научиться зарабатывать на них деньги.

— Мария, существует стереотип, что творчество не приносит денег. Согласны ли вы с этим?

Деньги и творчество – вещи взаимоисключающие, но зарабатывать на творчестве однозначно можно. Более того, творческий подход помогает развить себя в других областях жизни, что касается и заработка. Но, очень сложно оставаться верным себе и искусству и не идти на поводу у денег, важно стараться сохранить этот баланс. Мой творческий путь начинался с питерских пейзажей, на тот момент я как раз вступила в Творческий союз художников, а первая выставка «Маршрут по Петербургу» прошла в 2007 году. Вначале я очень переживала, работы не продавались, или же продавались не так, как мне этого хотелось. Поэтому, на первых порах я инвестировала в себя, тратила много времени на обучение, участвовала почти во всех выставках, делала себе имя в профессиональной среде. Могу сказать, что на это ушло очень много времени.

Сегодня, пожиная плоды своих стараний, понимаю, что это было правильным решением. Сейчас люди находят меня сами, стараюсь при всём разнообразии заказов сохранять индивидуальность и уникальный стиль – так интереснее и приятнее работать. С украшениями та же история, я училась на дизайнера ювелирных изделий, набила руку на простых вещах, после чего участвовала в международных конкурсах и выставках в формате современного искусства, что позволило сделать себе имя и в этой области. Поэтому всем начинающим творцам я хотела бы посоветовать именно такой старт: инвестируйте в себя, сделайте себе имя, не бойтесь участвовать в различных конкурсах и выставках, знакомьте публику со своими работами и они обязательно найдут своего покупателя.

— Как научиться справляться с критикой? И сложно ли поначалу было вам?

Очень сложно. Критики было много, в ювелирке в том числе, но лично мне помогли справиться с этим давлением педагоги, которые дали мне один прекрасный совет – всегда доверять себе и своим ощущениям. Года 2-3 в творчестве был смутный период, когда я воспринимала любую критику близко к сердцу, увы, таков путь любого художника. Сейчас же всё по-другому, я никому свое творчество не навязываю, а уж тем более, не заставляю покупать свои работы. Важно прислушиваться к себе. Если вам нравятся ваши работы, то научитесь абстрагироваться от мнения окружающих и продолжайте свой творческий процесс. Это в любой профессии так. Критика будет всегда, ее будет много, и нам остается только изменить к ней свое отношение.

Мария Мамкаева – художница, дизайнер ювелирных украшений
Мария Мамкаева – художница, дизайнер ювелирных украшений

— С чего начать свой путь молодым ребятам, которые только закончили учебные заведения, полны идей и энтузиазма, но совершенно не понимают, как зарабатывать на своем творчестве?

Чтобы утвердиться в этой среде, нужно всегда быть в тренде: ходить по галереям и музеям, знакомиться с художниками, продолжать учиться и всесторонне развиваться. На сегодняшний день существует огромное количество возможностей для реализации своих способностей, от выставок до коллективных проектов, всё это однозначно добавит вам шансов на успех. Будьте активными, участвуйте в выставках, которые подходят по формату. Возможно, что именно сегодня не купят вашу картину, зато завтра позвонит покупатель, который видел ваши работы и закажет у вас сразу несколько произведений.

— Организовать весь рабочий процесс самому очень проблематично. За каждым творцом стоит команда, которая помогает ему в работе. Чья помощь необходима любому художнику?

Существуют так называемые «кураторы проекта», они помогают и с экспозицией и с концепцией, к примеру, это может быть куратор проекта и галерейщик в одном лице. Он к массам ближе, чем художник, лучше ориентируется в веяниях искусства, а потому является очень важным человеком. Как правило, мы не видим всей проделанной работы куратора проекта, когда приходим на выставку. Точнее сказать, мы ее не замечаем. Восхищаемся картинами художника и даже не задумываемся о том, какая колоссальная работа была проведена помимо процесса их создания.

— С какими трудностями на своём пути может столкнуться молодой художник? С какими непредвиденными обстоятельствами приходилось сталкиваться вам и как вы их решали?

На каком-то этапе могут возникнуть финансовые трудности, но главное не сдаваться и помнить, что все это делается в первую очередь для себя. Также, важно уметь отделять советы от конструктивной критики. Главное – верить в своё творчество, и заниматься тем, что тебе нравится.

— Что является наиболее доходным: продажи картин на выставках, интернет продажи, работы на заказ? От чего зависит доход?

Что касается картин, то это продажа заграницу, что составляет почти половину творческого дохода, остальные 50% – это работы на заказ, продажи с выставок и конкурсов, а также интернет продажи, которые тоже не стоит недооценивать. Могу отметить, что за границей можно столкнуться с жестким регламентом, каждое действие контролируется и согласовывается, все структурно. В России же не всегда все настолько четко. В некоторых случаях галерейщики просто предоставляют помещение, а в Америке, к примеру, на выставки приглашают коллекционеров и потенциальных покупателей, готовых тратить деньги на искусство, вследствие чего, несколько моих работ с выставки ушли прямиком в частные коллекции. У них есть для этого специальные базы данных. То есть, они заинтересованы в продаже твоих картин.

— Помимо творческого процесса необходимо еще и заниматься текущими делами: поиск помещения для выставки, переговоры и многое другое. Сколько времени уходит на организационные вопросы и мешают ли они творческому процессу?

Конечно не хочется заниматься организационными вопросами, дабы не отнимать время, отведённое на художественную работу. Но могу сказать, что это случается не часто, поэтому соотношение выглядит примерно так – 70% времени тратится на творчество, а 30% на организационные дела.

— За какой период получилось зарабатывать на своем деле столько, чтобы окупить все вложения? Было ли тяжело поначалу?

Где-то 5 лет. Базовое образование у меня было не художественное, что позволило к моменту начала творческой деятельности иметь источники дохода, которые я могла себе позволить вкладывать в развитие своего творчества. Поэтому хотела бы сказать, что помимо искусства могут быть и другие интересы, которые поначалу помогут вам с финансами. Я люблю науку и прекрасно совмещаю эти два направления: наука и творчество. Развивайтесь всесторонне.

— Что можете пожелать начинающим художникам?

Быть художником – это своеобразный стиль жизни, со своим уникальным мировоззрением. Желаю веры в себя, не падать духом, не поддаваться творческим кризисам, критике, а главное любить свои творения. Художник это не тот, кто умеет рисовать, художник это тот, кто умеет видеть.