​​​​​​​Как из научного сотрудника стать предпринимателем

​​​​​​​Как из научного сотрудника стать предпринимателем

Людям науки зачастую не так сложно перейти в бизнес, как кажется. Во-первых, есть аналитические способности, которые помогают видеть картину в целом. Во-вторых, есть знания и наработки, которые можно монетизировать, поэтому стоит идти в ту сферу, с которой вы связаны.

Например, компания «Камневеды» смогла вырасти в серьезный бизнес благодаря тому, что ее основатель изначально использовал научный и системный подход. Но прежде чем совершать переход из науки, все же стоит избавиться от некоторых иллюзий и заодно разобраться с тем, через что предстоит пройти, и что для этого нужно.

Посещать мероприятия для предпринимателей

Российское образование, к большому сожалению, оторвано от практики. Оно сугубо теоретическое, поэтому выпускники зачастую не представляют, как решать конкретные задачи. Еще тяжелее людям, которые несколько лет после вуза работали в научных лабораториях или писали статьи — они не представляют, как их изобретения или знания могут быть превращены в бизнес.

Чтобы наработать этот навык, стоит читать бизнес-литературу и ходить на бизнес-форумы, чтобы узнать больше историй опытных предпринимателей о том, как они выбирали и тестировали разные идеи. Чем больше будет общения и знаний, тем легче понять — подходит вам занятие бизнесом или нет.

И, конечно, это отличный способ построить сеть контактов. Кто-то в будущем поможет усовершенствовать проект, кто-то поможет выйти на инвес торов или СМИ, кто-то вступит в долю.

Понять потребности аудитории

Ученые не всегда представляют, какие именно знания востребованы. Когда Артем Ескин, будучи аспирантом и сотрудником Геологического института РАН, решил запустить сайт, посвященный минералам, то оказалось, что научно-популярные статьи не интересуют читателей.

Артем запустил другой ресурс, посвященный мистическим свойствам камней. Как учёный, он не мог подтвердить целительную силу камней. Но именно благодаря этой информации на сайт пошел трафик, и появилась возможность продавать рекламу на ресурсе. Усилий затрачивалось много, а доход от баннерной рекламы — сущие копейки. Тогда было принято решение создать интернет-магазин по продаже камней.

Расставить приоритеты

Сложно совмещать свое дело и научную карьеру, поэтому надо изначально определиться, какова цель. Если есть желание регулярно публиковаться и заниматься крупными исследованиями, то тогда лучше поискать другие источники дохода, потому что бизнес — это поначалу работа 24/7, потому что приходится разбираться и в финансах, и в юридических тонкостях, надо искать поставщиков, вести социальные сети, нанимать сотрудников.

Хотя у Артема Ескина была написанная кандидатская диссертация и он прошел предзащиту, на защиту он не вышел, потому что элементарно не хватало времени доработать исследовательскую часть.

Стремиться к росту

Скорее всего, у молодого ученого не так много сбережений, чтобы покупать франшизу или сразу арендовать большой офис или торговую площадь в центре. Но когда бизнес начинает приносить доход, не стоит проедать все деньги.

Их желательно вкладывать в рост. Сначала Артем Ескин сам развозил товар, но скоро стало ясно, что потребители зачастую хотят увидеть весь ассортимент, и накопилось так много запасов, что их негде было хранить. Сначала предприниматель арендовал помещение 20 кв. м., а потом перешел в магазин у метро с площадью 80 кв. м.

Решить, нужен ли партнер

Руководитель «Камневедов» Артем Ескин придерживается той позиции, что стоит развивать дело самостоятельно и не влезать в кредиты. Развитие компании будет постепенным и, вероятно, более длительным, но связанным с меньшим количеством рисков.

Если у ученого есть знания, но нет предпринимательской жилки и умения вести переговоры, то ему нужен партнер, который будет продвигать идею, искать финансовую поддержку, решать текущие вопросы. Иногда в роли сооснователя может выступить инвестор. Но привлекать его стоит опять же в том случае, если есть опыт, а предлагаемый товар или услуга доказали свою жизнеспособность.

Обращаться в фонды

Как и в случае с наукой, в бизнесе бывает грантовая поддержка, фонды помощи малому бизнесу, субсидии на развитие производства. Однако у получения денег от государства есть оборотная сторона: много бумажной волокиты и составление отчетности по израсходованным средствам. Поэтому надо сопоставлять затраченные усилия и полученную сумму. Можно пойти учиться в Московскую школу управления «Сколково» и поискать информацию о том, какую помощь она предоставляет стартапам.

Заниматься пиаром

Продвижение необходимо не в самом начале пути в бизнесе, а на том этапе, когда есть готовый продукт и полностью сформирован портрет целевой аудитории. У ученого накоплен большой интеллектуальный багаж, который позволяет записывать обучающие программы для разных ресурсов, выступать в роли эксперта при написании статей, участвовать на мероприятиях.

Это помогает и развитию личного бренда, и продвижению бизнеса. Например, «Камневеды» регулярно устраивают научные экспедиции, недавно был снят документальный фильм о резчиках по камню. Затраты на продакшн были колоссальными. И это полностью репутационный продукт, который не принесет прямой прибыли, но поможет еще раз продемонстрировать потребителям, что компания не только озадачена увеличением продаж, но и уделяет внимание популяризации минералогии и геологии в целом.

Другой способ пиара, используемый компанией, — это участие в качестве спонсора на школьных олимпиадах. Это позволяет и популяризировать науку, и привлекать новых клиентов — идеальное сочетание.

Ориентироваться на будущее

Есть области знаний, по которым Россия если не опережает другие страны, то точно не отстает от них. Это математика, программирование, геология, инженерное дело. Ученые-предприниматели способны сделать эти сферы еще более эффективными, помочь, наконец, сращиванию науки и бизнеса, когда все разработки и исследования делаются не ради бумажек и пылящихся в библиотеках диссертаций, а для развития общества, для внедрения проектов в жизнь.

Пока Россия отстает от Европы, Америки и Японии в плане развития инноваций. Но это можно использовать себе на пользу: следить за мировыми трендами и прогнозировать, с какой поправкой их можно внедрить у нас. Или думать, как их можно развить, чтобы российская разработка была способна завоевать глобальный рынок.