Вряд ли кто-то из бизнесменов нашего времени смог бы пожертвовать собственной жизнью ради спасения компании. Именно такой ценой сберег свое детище 67-летний Луи Рено. Преданность увлечению детства позволило крошечной мастерской Renault вырасти в огромную корпорацию.
Увлечение детства
Изобретатель, спортсмен и бизнесмен – таким был Луи Рено, сын обычных парижских буржуа. Его отец – успешный бизнесмен, а мать – дочь зажиточных владельцев магазина. С ранних лет мальчик проявлял интерес к механическим предметам и приспособлениям, включая моторы и электричество.
Семья Рено владела домом в Биланкуре, недалеко от Парижа. В саду этого дома был сарай, в котором молодой Луи обустроил свою первую мастерскую. Несмотря на отсутствие выдающихся успехов в учебе, молчаливый подросток обладал двумя чрезвычайно важными качествами: интуицией и трудолюбием.
В 20 лет Луи начал воплощать в жизнь свои инженерные задумки. Первой была капитальная трансформация примитивного трехколесного транспортного средства De Dion-Bouton. Луи переделал свою трехколесную повозку в небольшой четырехколесный автомобиль, в конструкцию которого добавил собственное изобретение.
Это была первая в мире коробка скоростей, в которой крутящий момент на задние колеса должны были передавать не цепи, а вал, оснащенный карданными шарнирами. Такая схема главной передачи сохранилась неизменной до настоящего времени у автомобилей с задним приводом. Получившаяся в итоге конструкция оказалась настолько удачной, что ее можно было даже продавать, тем более что покупатели нашлись быстро.
Буквально через год, в 1989 г. Луи собрал свой первый автомобиль – легкую вуатюретку (от франц. voiturette – повозочка, тележка), обладавший мощностью всего 0,75 л. с. Именно это событие послужило началом истории компании Renault.
Cледующая машина, известная как «модель A» с двигателем «Де Дион» мощностью в 1,75 л. с. на трубчатой раме, стала результатом совместного труда Луи и двух его старших братьев и получилась очень удачной. Именно на этой машине Луи в 1898 году выиграл пари – он проехал вверх по крутой улице Ру Лепик на Монмартре в Париже, имевшей уклон в 13 градусов, и получил первые 12 заказов на изготовление авто.
Успех позволил организовать компанию «Братья Рено» (Renault Freres), полностью ее название выглядело так: Société Renault Frères in Boulogne-Billancourt, и оборудовать в предместье Парижа небольшую мастерскую. За 1899 г. Луи собрал и продал 15 автомобилей, зарегистрировал патент на коробку передач. Вскоре изобретение Рено стали использовать все автомобильные заводы того времени.
Скоростная реклама
Братья Рено увлекались автогонками и поэтому больше внимания уделяли сборке спортивных и гоночных моделей. Они не разделяли бытующего тогда мнения, что настоящая гоночная машина обязана быть многолитражным монстром мощностью в семьдесят лошадиных сил. По их мнению, легкий и маневренный автомобиль с относительно небольшим двигателем должен иметь скорость выше, чем тяжелые неуклюжие конструкции.
Доказательством их мнения стали победы в различных автогонках на протяжении трех лет. Это была отличная реклама их мастерской. Например, победа в гонке Париж-Бордо принесла 350 заказов. Компания продолжала расти вместе с победами на авто-ралли: Париж-Берлин, Париж-Вена. Автомобили Renault добиваются блестящих результатов в автоспорте.
Сам Луи Рено перестал участвовать в гонках после смерти своего брата Марселя в автокатастрофе в 1903 г., но компания продолжала успешно участвовать в многочисленных гонках. До сих пор Renault занимает одно из лидирующих мест в автоспорте, с ней сотрудничают и побеждают выдающиеся автогонщики наших дней – Найджел Мэнселл, Ален Прост, Михаэль Шумахер.
Новые горизонты
В 1901 г. кампания начинает выпуск более мощных автомобилей модели AG1, с элегантными и удобными кузовами «капуцин», «дубль-фаэтон», «ландо», а также редких тогда закрытых лимузинов. Позже Renault расширяет модельный ряд, осваивая модели D и E, заключает международный лицензионный контракт со сборочным заводом в Бельгии.
В 1904 г. Renault развивает свою коммерческую сеть, которая теперь насчитывает 120 дилеров во Франции и за рубежом. Производство достигает 948 автомобилей в год. В этом же году Renault Freres становится самой прибыльной европейской автомобильной компанией, а ее владельцы – миллионерами.
Луи расширяет производство: помимо гоночных и серийных моделей, начинают выпускаться автобусы, грузовики и даже сельскохозяйственная техника. Количество рабочих на заводах компании исчисляется уже тысячами человек.
В 1905 г. «Братья Рено» одними из первых выпустила автомобили-такси с кузовом «ландоле». Эти машины, прозванные «браунингами» из-за черного цвета и дизайна кузова, прославились во время Первой мировой войны, когда 600 парижских такси Renault в кратчайшие сроки были мобилизованы для переброски 5 тыс. солдат к реке Марна. Этому автомобилю даже поставлен памятник.
Для нужд французской армии компания поставляла и другую технику: суда, авиационные двигатели (первый самолетный двигатель собран в 1908 г.). Луи Рено сконструировал даже довольно удачные для того времени танки.
На авто выставке 1906 г. в Берлине братья представляют свой первый автобус. В 1908 г. на международной автомобильной выставке в Москве компании Renault была присуждена золотая медаль за лучшие шасси для городских автомобилей. К 1913 г. на предприятиях Renault работают 5200 сотрудников, выпускающих около 10 тыс. авто в год.
Опережая время
В 1919 г. Луи Рено становится первым промышленником Франции, на его заводе установлено самое современное оборудование, постоянно изыскиваются возможности снижения себестоимости продукции, а главная стратегия компании – доступный по цене товар.
1925 г. алмазный символ становится логотипом Renault, и впервые устанавливается на 40CV, который приносит ряд рекордов по дальности пробега, экономии горючего и побеждает в гонке Монте-Карло.
Именно Рено принадлежит идея устанавливать тормоза на всех четырех колесах. Тестировалось это изобретение на модели Renault NN. Именно она была выбрана Джорджом Естиенном для путешествия через пустыню Сахара в январе 1927 г. Поездка протяженностью в почти 17 тыс. км прошла без каких-либо механических неисправностей.
Позже, в середине 30-х годов очередным новым словом в конструировании стала модель Жюва 4 с независимым передним приводом. Также, Рено принадлежит изобретение и патент на приспособление для размещения багажа, а также изобретение раскладных кресел.
Крах и возрождение
Во время Второй мировой войны компания, насчитывающая более 45 тыс. работников, оказалась в руках немецких оккупантов. Чтобы уберечь свои заводы, Луи Рено идет на сговор с оккупантами. Производство находилось под управлением немцев и выпускало военную продукцию.
Это менеджерское решение, казалось бы во благо компании, в дальнейшем слишком дорого ему обойдется. Заводы в Бийанкуре были разрушены бомбардировками союзников, сам Луи Рено был обвинен в сотрудничестве с нацистскими оккупантами и умер, опозоренный, в тюрьме. Позже заводы Renault были национализированы, и остаются такими и по сей день.
Новое имя компании зазвучало так Regie Nationale des Usines Renault, а большинство разработок проводилось совместно с Citroёn – автомобили выпускались на одинаковых платформах. В 1946 г. появляется массовая модель 4CV, вместе со знаменитым Citroen 2CV, «вернувшие колеса Франции».
К 1949 г. французское правительство реконструировало разрушенные заводы, и к 1954 г. с конвейера сошло более 500 тыс. Renault 4CV, это была массовая модель, которая должна была удовлетворить спрос на недорогие и неприхотливые автомобили.
В 1960-х годах было возобновлено сотрудничество с Россией, точнее с СССР. В 1970 г. компания продала часть своих разработок, и примерно 25% автомобилей в Советском Союзе выпускались по французским технологиям. С целью развития производства в 1966 г. компания подписала договор о совместном использовании технических мощностей с производителями Volvo и Peugeot.
В 1979 г. начинается завоевание быстро растущего и перспективного рынка в Америке. Тогда было заключено соглашение с American Motors Corporation, согласно которому стороны обязывались продвигать свои автомобили на внутренних рынках. Так, в 1982 году в США начинаются продажи «Рено 9» (там модель носила название Alliance), получившего премию «Автомобиль года».
Заслуженное признание
В 1991 г. Renault получает общемировое признание – модели Clio присуждается звание «Автомобиль года», Renault Ligne – «Грузовик года», Renault FR1 – «Автобус Года». Тогда же, в 90-х был презентован ряд абсолютно новых моделей, олицетворявших французское автомобилестроение. Renault Sport Spider, Renault Safrane, Renault Laguna и Renault Kangoo возглавили список наиболее рейтинговых разработок компании.
Последующие годы приносят компании мировую славу. В 1995 г. Renault одним из первых выпускает гибридный автомобиль. Им стал концепт-кар Renault Next, бензиновый двигатель которого работал в паре с электродвигателем.
После заключения договора о сотрудничестве с Nissan увидела свет модель Avantime на базе Renault Espace. С этим автомобилем французы действительно опередили время (а именно так переводится название автомобиля), решив из минивэна сделать машину представительского класса.
В начале XXI века Renault Laguna II становится первой в мире машиной, безопасность которой была удостоена высшей оценки по результатам краш-тестов EuroNCAP2003.
Сегодня Renault – это государственная компания, производящая автомобили и другую технику, крупнейший автопроизводитель Франции. Группа Renault объединяет три торговые марки: Renault, Dacia (с 1999 г.) и Renault Samsung Motors (с 2000 г.). Также Renault является обладателем почти половины акций Nissan и четверти акций АвтоВАЗ.
Представительства Renault работают в 118 странах, численность персонала превышает 125 тыс. человек. Все 39 заводов компании имеют экологический сертификат ISO 14001.