Истории успеха Сландо и Авито. Развитие сайтов бесплатных объявлений в Рунете

Истории успеха Сландо и Авито. Развитие сайтов бесплатных объявлений в Рунете

Несколько десятков лет назад для того, чтобы подать объявление об обмене, купле-продаже каких-либо вещей и т. д., нужно было явиться в редакцию газеты лично или отправить туда письмо.

До момента печати объявления в газете проходило иногда несколько недель, и оно часто теряло свою актуальность.

Сегодня, при активном вхождении в нашу жизнь сети Интернет, произошла своеобразная эволюция: различные объявления все больше размещают на специализированных сайтах – виртуальных досках объявлений. Подобные ресурсы за рубежом появились еще на заре Интернета.

С 1995 года и по настоящее время в США очень популярен сайт Craigslist.org, насчитывающий около 60 млн. уникальных пользователей. Каждый месяц там публикуется 50 млн. новых объявлений.

В России сначала действовала единственная крупная онлайновая доска бесплатных объявлений – irr.ru , «Из рук в руки», являвшаяся продолжением одноименной газеты, а так же сайт Молоток.ру, который имел более «американский» формат интернет-аукциона, не совсем привычного россиянам. Затем позиции были отвоеваны другими проектами. Особенной популярностью сейчас пользуются сайты Avito.ru (67% опрошенных, аудитория сайта – около 25 млн. уникальных пользователей), и Slando.ru (43% опрошенных, 15 млн. уникальных пользователей). Они имеют множество дочерних сайтов в различных городах России и странах СНГ.

По результатам опросов, около 64% россиян пользуется подобными сайтами для продажи вещей и примерно 57% – для покупки. Довольно большая часть опрошенных планирует воспользоваться сервисами бесплатных объявлений: 26% – для покупки и 23% – для продажи вещей. Уровень жизни россиян таков, что возрастает спрос на подержанные товары, продающиеся на подобных сайтах.

Специалисты считают, что у сайтов бесплатных объявлений всегда будет перспектива и прогнозируют дальнейший рост посещаемости. Посетители, оценившие удобство такого сервиса, едва ли снова будут пользоваться газетными объявлениями. Онлайновые доски объявлений стали привлекательны для серьезных инвесторов. Формируются ресурсы со своими определенными правилами: где-то лучше покупать квартиры, где-то – продавать котенка, профессионалы предпочитают одни сайты, а желающие продать ненужные вещи – другие.

Подобные ресурсы сводят продавца и покупателя, давая возможность обменяться контактами. К услугам посетителей сайта быстрый поиск товаров, фильтрация, закладки и т. д. Услугами таких сервисов пользуются не только частные лица, но и различные компании. Наиболее популярны в объявлениях о купле-продаже следующие категории товаров: компьютерная техника, детские вещи, мобильные телефоны, одежда и обувь, бытовая техника.

В 2007 году шведы Йонас Нордландер и Филип Энгельберт создали сервис Avito.ru, допустив при этом множество ошибок, сделавших проект неудачным. Но, после выделения инвесторами средств на диверсификацию бизнеса, сайт бесплатных объявлений Avito.ru быстро вышел в лидеры по трафику и оборотам. Сайт насчитывает 19 млн. посещений в месяц, ежедневно на нем появляется более 100 000 новых объявлений. Доли акций «Кех еКоммерц», управляющей бизнесом Avito.ru, распределены следующим образом: 56% принадлежит AB Kinnevick, 24% – Vostok Nafta, 7% – у инвесткомпании Northzone Ventures. У Энгельберта и Нордландера в совместном владении 14% акций, приобретенных личные средства предпринимателей.

Сайт Avito.ru получает свой основной доход посредством рекламы и предоставления платных услуг. За осуществляемые сделки сайт комиссию не взимает. Поэтому, не смотря на увеличение товарооборота в 2011 году в 10 раз до 460 млрд. рублей (без учета рубрики «Недвижимость»), выход сайта на уровень прибыльности планируется только в 2013 году.

Согласно внутренней статистике сайта, общая посещаемость достигла 98 млн., за период с 15 января по 15 февраля 2012 года зарегистрировано около 2 млрд. просмотров. В настоящее время на сайте имеется 5 млн. объявлений о продаже разнообразных товаров: от одежды до автомобилей и объектов недвижимости, даже островов.

Часть доходов сайту приносит реклама, 10% составляют коммерческие объявления от предпринимателей, 90% – бесплатные объявления и объявления с «платными» дополнительными возможностями (размещение на заметных местах страницы сайта, в спецблоках и т. д.). Выручка компании в 2010 году составила 1 млн. долларов, а в 2011 году только за октябрь она составила 1,5 млн. долларов. Получается, что сервис, в основном, является бесплатным, что привлекает многих пользователей.

Как считает руководитель проектов Avito.ru Людвиг Туресон, одной из главных составляющих успеха сервиса является круглосуточная служба поддержки клиентов, отвечающая на письма и звонки. Штат Avito.ru состоит из 40 сотрудников. Для обеспечения круглосуточной бесперебойной проверки объявлений, поступающих на сайт, сотрудники работают посменно.

Для выполнения различных проектов, например, рекламных и маркетинговых компаний, администрация Avito.ru обращается к внешним подрядчикам. Технические специалисты следят за работой сайта. При возникновении сбоев они устраняют проблемы в кратчайшие сроки. Возникающие простои сайта связаны лишь с необходимостью обновления, но даже они, как правило, занимают времени не более часа. Большое количество пользователей требует оптимизации хостинга и всей «невидимой» составляющей бизнеса.

Владельцы сервиса не пожалели денег на раскрутку, проведя масштабную рекламную кампанию, включая телевизионную рекламу. Рекламируют сервис сайты партнеров и «сарафанное радио». «Мы хотим, чтобы каждый человек в России узнал про Avito и подумал о нас, когда он хочет продать или купить товар», – заявил Людвиг Туресон. Avito потрачено на рекламу около 800 тыс. долларов, что чуть меньше выручки компании в 2010 году (1 млн. долларов). В результате аудитория сайта возросла на 80%.

Основной конкурент Avito, ресурс Slando.ru, основанный в 2006 году как дочерняя структура популярного аукциона eBay, также использует рекламу на ТВ и в Интернете. Подобные рекламные кампании, по оценкам экспертов, обходятся в сумму от нескольких сотен до более миллиона долларов «за один этап». По данным исследований, сайт Avito.ru является более посещаемым, чем крупнейший онлайн-ритейлер Ozon.ru, в полтора раза. Что касается Slando.ru, то он примерно вдвое отстает от Ozon.ru.

Но результат от рекламной компании не заставил себя ждать и в случае с Slando.ru, запустившим масштабную телерекламу под девизом «Будь умней – покупай у людей». Аудитория ресурса возросла втрое, превысив 14 млн. посетителей в месяц.

До 2008 года ресурс Slando.ru не размещал баннерную рекламу на своих страницах, считая более важным увеличение своей аудитории, а пользователи, как правило, предпочитают сайты без рекламы. Отсутствие рекламы можно было себе позволить в то время, когда конкуренция в данном сегменте бизнеса практически отсутствовала, и Slando.ru был одним из «первопроходцев». Сейчас условия абсолютно другие, но, несмотря на жесткую конкуренцию, ресурс успешно работает в 10 странах: России, Белоруссии, Украине, Казахстане, Чехии, Словакии, Венгрии, Греции, Португалии, Бразилии.

Российский сервис наиболее посещаем, и имеет филиалы в различных городах. Количество активных объявлений на сайте – более 8 млн. В 2011 году Slando.ru удалось существенно вырасти и увеличить свою аудиторию. В этом же году Slando был куплен компанией Allegro Group – крупнейшим оператором электронной коммерции в странах Центральной и Восточной Европы. В 2012 году планируется улучшить ресурс и качество контента, а так же активно использовать агрессивный маркетинг. По словам Андрея Добрынина, генерального директора компании Slando, ресурс ставит своей целью занять ведущую позицию среди сайтов интернет-объявлений в России.

Основные сервисы в сфере онлайновых досок объявлений уже сформировались, но могут появиться и новые. Среди лидеров – Avito.ru, Slando.ru, Olx.ru. Однако для того, чтобы войти в подобный бизнес, на сегодняшний день от новичков требуются соизмеримые значительные вложения, либо какой-то новый продукт в этой области, который будет являться востребованным.