История успеха бренда Puma

История успеха бренда Puma

Специализация приносит известность в узких кругах, но не обеспечивает всемирной популярности. Начав с пошива обуви для футболистов, впоследствии компании Puma расшила ассортимент выпускаемой продукции до шести направлений – от повседневной одежды до fashion, пишет Экономические Известия.

Первые бутсы

Два потомственных сапожника, братья Адольф и Рудольф Дасслеры в 1920 г. в небольшом баварском городке основали свою компанию как семейное предприятие, а спустя четыре года зарегистрировали ее под названием «Обувная фабрика братьев Дасслер». Адольф занимался созданием новых моделей обуви и организацией производства, а Рудольф – вопросами сбыта готовой продукции.

К 1925 г. Ади, будучи заядлым игроком в футбол, придумал и сшил футбольные бутсы с металлическими шипами, которые специально выковал для него местный кузнец. Так появилась первая шипованая обувь, вскоре ставшая довольно популярной и ознаменовавшая открытие новой эры в истории футбола.

В скором времени семейное производство настолько разрослось, что братья арендовали под фабрику помещение старой прачечной, количество работников выросло до 25 человек, и ежедневно производилось 100 пар обуви. В 1928 г. некоторые спортсмены впервые выступили в обуви Dassler на Олимпиаде, проходившей в Амстердаме. А уже в 1932 г. в Лос-Анджелесе немец Артур Йонат, обутый в обувь от братьев Дасслер, завоевал бронзовую медаль в забеге на 100 метров.

Еще на заре своей популярности братья поняли, какое огромное влияние на бизнес может иметь причастность его к реальным спортивным достижениям. Оставалось связать свою продукцию с золотыми медалями – и такой шанс представился молодым предпринимателям в 1936 г., во время Олимпиады в Берлине.

Когда в Германию прилетел легендарный американский спринтер Джесси Оуэнс, в Олимпийской деревне его уже поджидал Ади Дасслер, с целым чемоданом своих новаторских беговых туфлей-шиповок, и каким-то образом уговорил Оуэнса не только примерить их, но и выступить в них на Олимпиаде. И Оуэнс завоевал свои четыре медали именно в обуви Dassler.

Во время игр почти каждый второй игрок сборной по футболу был обут в Dassler. Также в дополнение к футболистам, легкоатлетами было установлено два мировых и три олимпийских рекорда. В итоге в портфеле немецкой команды оказалось семь золотых и пять бронзовых медалей. Успехи американского легкоатлета и немецкой футбольной сборной, обутой братьями, закрепил репутацию фирмы Dassler среди мировых спортивных звезд и их тренеров. Всего за несколько лет бизнес вырос из старой прачечной до настоящей фабрики, и к началу Второй мировой войны братья Дасслер продавали по 200 тыс. пар обуви ежегодно.

Противостояние принципов

Начавшаяся война обострила отношения между братьями. Хотя оба Дасслера и принадлежали к партии Гитлера, Рудольф был более увлечен нацистской идеологией (конец войны встретил на фронте и попал в плен к союзникам). После войны, весной 1948 г. в результате конфликта, о причинах которого точно ничего неизвестно, братья разругались и решили разделить семейное дело. К тому времени у них было уже две обувных фабрики, которые и поделили, условившись не использовать ставшую популярной торговую марку.

В результате, в октябре 1948 г. Рудольф назвал свою компанию RuDa (от Rudi Dassler), несколько позже заменив на более благозвучное Puma, а брат Адольф также не оригинальничая называет свое детище Addas, со временем переименовав в Adidas.

Новый поворот

Руди Дасслер в качестве основного направления деятельности выбирает производство обуви для футбола. В 1948 г. Puma выпускает свои первые футбольные бутсы Atom, а в 1952 г. свои первые бутсы со съемными шипами – Super Atom, которые быстро завоевывают признание профессиональных футболистов. Уже в 1952 г. в бутсы Atom была обута почти вся футбольная сборная Германии.

1952 г. приносит первый успех компании на Олимпийских играх: Джозеф Бартел из Люксембурга в обуви Puma завоевывает Олимпийское золото в беге на 1,5 км в Хельсинки. Затем следуют победы Хайнца Фютерера в забеге на 100 метров на чемпионате в Йокогаме (1954 г.) и Армина Хери, также в 100-метровом забеге (1960 г.). В 1958 году на Чемпионате мира по футболу в обуви Puma выступают игроки сборных Швеции и Бразилии.

Тогда же появляется фирменный логотип компании – пума в прыжке. Современная версия логотипа возникла позднее, в 1967 г., благодаря работе немецкого карикатуриста Лютса Бакеса. В 1968 г. «портфель побед» Puma пополнился еще четырьмя золотыми медалями, завоеванными спортсменами на Олимпийских Играх в Мексике.

В том же году появляются на свет бутсы Puma King. Именно в этой обуви легендарный португалец Эусебио забил 42 гола и стал лучшим европейским бомбардиром года. В это время компания начала выпуск спортивной обуви на застежках-липучках, став первопроходцем в этой области.

В 1970 г. на Чемпионате мира по футболу, проходившим в Мексике, лучшим игроком был признан легендарный Пеле. Ему удалось вывести свою команду в лидеры Чемпионата, обыграв сборную Италии. Пеле выступал в бутсах Puma. Бутсы Puma King стали любимой спортивной обувью таких звезд как Пеле, Кемпес, Феллер, Диего Марадона и многих других великих футболистов.

Соревнования 1972 года продолжили традицию, на этот раз на Олимпийских Играх в Мюнхене спортсменами в экипировке от Puma было выиграно четыре золотых медали. Среди победителей – Джон Акии-Буа (бег на 400 метров с барьерами), Мэри Питерс (пятиборье), Клаус Вольферманн (метание копья) и Рэнди Уильямс (прыжки в длину). Помимо этого, в копилку побед добавились ещё первые места на Чемпионате Мира по легкой атлетике, проходившем в Штутгарте.

Не все коту масленица

В 1974 г. Рудольф Дасслер умер, и компанию возглавили двое его сыновей – Армин и Герд. Но семейного бизнеса не получилось – уже в середине 1980-х компания преобразуется в акционерное общество, и дела идут все хуже и хуже.

Хотя на первый взгляд все выглядит не так уж плохо. Бренд развивается и работа над созданием новых технологий приводит к появлению в 1989 г. инновационной амортизационной технологии Trinomic, оптимизирующей распределение давления стопы на подошву. Компания регулярно представляла сенсационные новинки, а счет мировым рекордам, поставленным в обуви Puma, пошел на десятки.

Тем не менее, продажи падали, а убытки катастрофически росли. Проблема заключалась в том, что потребители воспринимали продукцию данной торговой марки как невыразительную, без собственного стиля, подражающую другим брендам. К началу 1990-х компания оказалась на грани разорения, и владельцам пришлось разрабатывать новую стратегию.

В 1993 г. был нанят новый исполнительный директор. Им стал Джошен Зейтс, бывший бренд-менеджер компании Colgate, получивший образование в Италии и Америке. На нового управляющего легла задача вывести компанию из кризиса. Новый управляющий, известный своими космополитическими взглядами, считал, что компания нуждается в терапии по примеру компании Adidas.

Идея была в том, чтобы перенести производство из Германии в Юго-Восточную Азию, а разработку дизайна изделий и их про­дажу оставить на немецкой земле. Puma переводит производственные мощности в страны Юго-Восточной Азии и Южной Америки, перераспределяет пакет своих акций, проводит успешный выход на фондовые биржи и привлекает к производству спортивной обуви и одежды известных дизайнеров, среди которых Филипп Старк и Джил Сандер.

Компания начинает выпуск лимитированных серий как одежды и аксессуаров, так и обуви. В компании были изменены акценты – она отошла от спорта в целом, и перешла к одежде для конкретных видов спорта и активного образа жизни. Руководство поставило перед собой главную задачу превратить Puma в самый желанный бренд, успешно объединяющий в себе идеи из мира спорта и моды. Теперь компания представляет новый сегмент – sportlifestile. Puma вновь стала увеличивать прибыли.

Второе дыхание

В 1990 г. на рынке появилась детская обувь Puma, которая была создана с применением технологии Inspector, позволяющей контролировать соответствие размера обуви стопе ребенка. В 1991 г. Puma представляет новейшую технологию – Puma Disc Sistem. В 1996 году закончилось тестирование новой технологии Cell (первая в мире технология для изготовления подошвы спортивной обуви). Эта разработка стала настоящей революцией в мире спорта.

Чуть позднее в сотрудничестве с компанией Pittards был разработан новый вид кожи (Pittards Soccer 2000). Этот материал использовали только для производства обуви серии Puma King, так как он обладал уникальными водостойкими свойствами.

Прекрасным примером идеологии sportlifestile стало сотрудничество Puma с модными дизайнерами: Джил Сандер, Ясухиро Михара и другими. В 1998 г. компания представила новую концепцию – слияние спорта и стиля. В 1999 г. Puma подписывает контракт с звездой бокса Оскаром Де Ла Хойя и футболистом Николасом Анелька, впоследствии одним из самых высокооплачиваемых игроков в мире.

Компания возобновила свое сотрудничество с американской футбольной лигой и становится официальным поставщиком NFL США. В то же время Puma подписывает соглашения с девятью командами Национальной Баскетбольной Лиги. В течении следующих шести лет были многочисленные победы спортсменов, выступающих в экипировке от Puma.

В 2004 г. Puma объявила о подписании многолетнего контракта с Ferrari, который вступил в силу 1 января 2005 г. Puma AG становится официальным поставщиком Scuderia Ferrari Marlboro, самой успешной команды Formula 1 всех времен.

Новейшая история компании также отмечена важными достижениями. Одной из самых значительных побед стала победа сборной Италии на Чемпионате мира по футболу в 2006 г. На Олимпиаде в Пекине в 2008 г. ямайский спринтер Усейн Болт в золотых шиповках от Puma установил мировой рекорд на дистанции 100 м. Компания выступила крупнейшим спонсором Чемпионата мира по футболу 2010 г. в Южной Африке.

За многолетнюю историю компании её представляли такие знаменитости, как Пеле, Диего Марадонна, Хайке Дрекслер, Мартина Навратилова, Гильермо Вилас, Серена Уильямс, Борис Беккер, Оскар Де Ла Хойя, Маркус Ален, Ральф Сэмпсон, Уолтер Фрэйзер, Винс Картер, Микаель Шумахер.

Спортивным лицом компании сегодня является сборная по легкой атлетики Ямайки, и мировой рекордсмен спринтер Усейн Болт, добившийся своих высоких результатов в экипировке Puma.

Puma сегодня

Сегодня концерн Puma – это не только профессиональная спортивная обувь, но и одежда и обувь для занятий фитнесом, различный спортивный инвентарь, аксессуары и даже парфюмерия. А в начале 2010 г. компания Sagem даже выпустила мобильный телефон под брендом Puma. Теперь это акционерное общество, основная часть акций которого принадлежит французскому концерну PPR (79,90%), которая специализируется на розничных продажах и известных брендах, остальные акции находятся в свободном обращении.

Компания производит спортивную экипировку под торговыми марками Puma и Tretorn, имеет дочерние отделения в США (около 20% общих продаж), Франции, Швейцарии, Испании, Гонконге. Свыше 1/3 продукции, производимой в Германии, экспортирует. Компании принадлежит сеть из более чем 120 фирменных магазинов.

Первые концептуальные магазины бренда были открыты только в 2002 г. Они появились вначале в Лондоне, Токио, Милане, Бостоне, Риме, Франкфурте, Мельбурне и Сиэтле. Через год к ним добавились магазины в Амстердаме, Осаке, Сиднее, Филадельфии, Стокгольме и Лас-Вегасе. Численность персонала компании – около 12 тыс. человек, годовой оборот – свыше €3 млрд. Бренд Puma в спортивном мире прочно занимает третье место после Nike и Adidas.