Томас Джонстоун Липтон – основатель компании Lipton

Томас Джонстоун Липтон – основатель компании Lipton

Даже те, кто не любит чай, прекрасно знакомы с торговой маркой Липтон, которая выпускает качественный и очень вкусный чай, а также часто радует своих покупателей приятными подарками и сюрпризами. Основателем этой торговой марки является шотландец Томас Джонстоун Липтон.

Ему удалось доставить искреннюю чайную радость любому англичанину, и в результате своей кропотливой работы он был удостоен почетного рыцарского звания. Чай – это символ Англии, и потому Томас Липтон смог найти идеальный путь к сердцу жителей Туманного Альбиона.

Популярный во всех странах современного мира Томас Джонстоун Липтон известен как создатель одноименной торговой марки. Он открыл свой первый магазин в то время, когда размер его капитала составлял всего лишь 180 фунтов стерлингов. Успешная предпринимательская деятельность Липтона позволила ему добиться того, что к концу жизни его состояние выросло до нескольких миллионов.

Более того, имя Липтона стало практически полным синонимом понятия «чай в пакетиках». Это дает основание говорить, что успех Липтона действительно был просто оглушительным. Этот находчивый бизнесмен гармонично сочетал природное рыночное чутье, грамотно построенные рекламные акции и очень неординарные эксперименты.

Томас Джонстоун Липтон родился в 1850 году. Его отец был бакалейщиком, который совсем недавно иммигрировал из Ирландии в известный шотландский городок Глазго. Томас стал пятым ребенком уже немолодых родителей, на которого они возлагали огромные надежды. Два ребенка умерли еще в младенческом возрасте, а сын и дочь, которые смогли выжить, были очень слабы здоровьем.

Отец хотел, чтобы маленький Томас стал настоящим помощником в его бакалейной лавке, ведь справляться самому было сложно. Очень рано, примерно в пять лет, Томас начал постигать торговое дело, и через время прекрасно разбирался в нем. Лавка отца была настолько маленькой, что там едва умещалось пять покупателей, однако работы все равно было невпроворот.

Когда Томасу еще не было и десяти лет, его брат и сестра умерли. Отчаявшийся мальчик вынужден был оставить обучение в школе, однако родителей это вовсе не огорчало. Они были уверены, что мальчик прекрасно справляется с работой в бакалейной лавке, и в скором времени, если ничего не измениться, можно будет подумать о расширении торговли для увеличения прибыли.

К сожалению или к счастью, дела пошли вовсе не так, как было запланировано. Подросшего Тома совсем не привлекала не радужная перспектива – всю жизнь проработать в отцовской лавке, перебиваясь с копейки на копейку. Романтическая натура Томаса Джонстоуна бастовала, и его манила Америка, от которой родной Глазго отделял целый океан. В городе располагались крупные верфи, и из грузового порта в Америку часто отправлялись суда с грузом или пассажирами. Пожалуй, если бы в то время Томаса спросили о его заветной мечте, то, скорее всего, он сказал бы о поездке в Новый Свет.

Там его должны были ждать увлекательные и незабываемые путешествия, которых там сильно не хватало в скучном Глазго. В пятнадцатилетнем возрасте Томас сообщил своим родителям, что в самое ближайшее время он уедет в Соединенные Штаты Америки. Тогда ему волею судеб удалось устроиться на линию Глазго-Белфаст на должность юноши.

Позже станет понятно, что это событие стало поворотным в жизни молодого человека. Приехав в Соединенные Штаты Америки он не сразу смог найти для себя подходящую профессию. Тогда ему в голову пришло интересное решение – Томас Джонстоун поехал на табачные плантации, расположенные в Вирджинии, а после попал на рисовые плантации в Южной Каролине. Поработав немного, Томас ездил по всей стране, не боясь никакой работы.

Даже та деятельность, которая считалась черной и малооплачиваемой, была приемлемой для Липтона. Огромное везение выпало Томасу тогда, когда удалось устроиться клерком в одну из самых преуспевающих бакалейных магазинов в Нью-Йорке. Одновременно Липтон пошел в школу бизнеса, которая дала ему очень много полезных и нужных знаний. Благодаря этому обучению, Томас Джонстоун Липтон смог создать грамотную систему продаж с использованием уникальных приемов рекламы и продвижения. Многие биографы этого человека уверены, что эти факторы стали залогом успеха бакалейных магазинов Липтона и его чайного бренда.

Научившись многим бизнес-приемам, в 1971 году Томас Липтон возвращается на родину, в Великобританию. Он заработал сотню фунтов стерлингов, и это стало его стартовым капиталом. Собственный бизнес Томас основал в родном Глазго, а стартовый капитал и огромный практический опыт стал прекрасным подспорьем.

Изначально Томас Липтон грамотно совмещал целый спектр обязанностей. Он был и продавцом, и кассиром, и закупщиком, и посыльным, и даже управляющим. Липтон старался работать без посредников, и потому он закупал для продажи продукцию непосредственно у производителей. Однако параллельно с этим начинающий предприниматель беспокоился о том, чтобы привлечь покупателей и сделать их постоянными клиентами своего магазина.

Торговая сеть Томаса Джонстоуна Липтона развивалась активно, и потому уже в 25 лет у него было двадцать пять магазинов, расположенных в западной части Шотландии. Главным способом получения прибыли Липтон считал привлечение массового покупателя. Предприниматель постоянно искал поставщиков, которые готовы были сотрудничать с ним при условии самых низких цен. Одновременно Липтон проводил масштабную рекламную кампанию, постоянно повышая популярность своих магазинов.

В начале двадцатого века Липтон начал продвигать свою продукцию в Америке, что позволило ему значительно расширить рынки сбыта. Когда Липтону исполнилось 35, он купил несколько продовольственных складов в Чикаго, а также крупную фабрику по упаковке продуктов. Торговая сеть охватила многие европейские страны. Примерно в то же время Томас начал свой «чайный» бизнес, и время было выбрано очень удачно. В то время в Европе кофейные деревья поразила болезнь, и потому чай пользовался огромным спросом.

Используя всю свою фантазию и находчивость, Липтон создал множество самых разных сортов чая. Он предлагал покупателя чай «прямо с плантации – в чашку», и потому продукция торговой марки Липтон раскупалась очень быстро. Компания Липтона успешна по сей день, и во многом это возможно благодаря работе ее основателя.