История успеха студии Walt Disney

История успеха студии Walt Disney

Много ли можно назвать брендов, прочно ассоциирующихся с детской радостью? Walt Disney – один из таких. Мультфильмы, созданные студией Walt Disney Productions, были увлекательными, красочными и добрыми. Именно тема борьбы со злом и обязательно счастливый финал сделали бренд Walt Disney популярным во всех странах вне времени и политики.

Судьбоносная случайность

Уолт Дисней (полное имя Уолтер Элайас Дисней) родился 5 декабря 1901 г. в Чикаго четвертым ребенком в бедной семье. В 1906 году семья переехала на ферму в штат Миссури, а в 1910 г. – в Канзас-Сити.

С раннего детства Дисней проявлял творческие способности – уже в семь лет мальчик продавал собственные комиксы. Во время учебы в школе будущий мультипликатор был художником и фотографом школьной газеты. По вечерам он занимался в академии изящных искусств, прошел курс карикатуры.

Во взрослую жизнь мальчик вступил рано – в восемь лет он уже работал разносчиком писем и рекламных листовок компании отца. В 16 лет Уолт добровольно вступил в организацию Красного Креста и провел несколько лет в Европе, на полях Первой мировой, работая водителем машины медицинской помощи.

Вернувшись в Америку, Дисней поступил в чикагский институт искусств – он очень хотел воплотить в жизнь свою давнюю мечту об актерстве. Судьба же уготовила ему иную дорогу. По воле случая Уолту довелось участвовать в рекламном проекте, где была задействована мультипликация.

С этого момента он решил рисовать собственные мультфильмы. Художник проявил невероятное упорство, организовав вдвоем с братом Роем мультипликационную студию Disney Brothers Cartoon Studio в гараже своего дяди. Новое дело продвигалось с трудом – юноше приходилось преодолевать финансовые трудности и бороться за авторские права на своих персонажей.

Первым мультфильмом стал «Алиса в стране чудес». Это был необычный по тем временам проект – реальный герой находился в мультипликационном мире. Получив гонорар за этот мультфильм, Уолт с братом меняют название студии, и в 1923 г. их детище стало называться Walt Disney Company. Студия выпускала фильмы об Алисе четыре года.

Потом Уолт решил переключиться на производство полностью анимированных мультфильмов. Однако новые мультфильмы с главным героем мышонком Микки Маусом студия продать не смогла – они были немыми. А в кинотеатрах уже «крутили» звуковое кино.

Уолт перенял опыт своих коллег-кинематографов и начал озвучивать мультики. Третий фильм серии (уже со звуком) вышел в 1928 г. Это стало началом эры Микки Мауса. Кстати, друг Уолта, увидев предварительные наброски маленького грызуна, заметил: «Выглядит совсем как ты: те же нос, лицо, усы, те же жесты и гримасы. Все, что ему теперь нужно – это твой голос». Дисней согласился, и в озвученных фильмах Микки говорил его голосом.

Следующий мультфильм Диснея – «Глупые симфонии» в 1932 г. принес ему премию «Оскар» за лучший рисованный фильм. Всего 29 золотых статуэток станут результатом его творческой карьеры – рекорд, непревзойденный до сих пор.

Первый крупный успех

В 1937 г. студия Уолта Диснея выпускает полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов». Для сравнения, мультфильмы того времени длились не более 10 минут. Многие не верили в то, что анимация, в которой не будет живых актеров, будет успешной. Дисней не прислушался к чужому мнению и все-таки снял такой мультфильм. Съемки длились три года, а проект обошелся создателям в полтора миллиона долларов.

«Белоснежка» продолжительное время была самым кассовым фильмом всех времен (ее рекорд побил только кинофильм «Унесенные ветром»). В 1937 г. «Белоснежку» посмотрели двадцать миллионов зрителей, а к 1993 г. прокат ленты принес $100 млн. В 1994 г. мультфильм выпустили на видеопленке, и за первые 30 дней было продано рекордное количество копий – 28 миллионов.

В 1939 г. Уолт Дисней за этот полнометражный мультфильм удостоился девятой по счету премии «Оскар». Дисней доказал, что фильмы с участием не настоящих актеров и актрис, а рисованных персонажей могут привлечь в кинотеатры огромную аудиторию.

С тех пор студия начала снимать полнометражные мультфильмы, а потом телепередачи и кинофильмы. На съемках Уолт Дисней работал кинорежиссером, сценаристом и продюсером. Его не интересовали кассовые фильмы, он был сфокусирован на творческом успехе своих картин. Поэтому одна его лента становилась хитом, а другая – с треском проваливалась.

Персонажи диснеевских мультфильмов были настолько популярны, что многие люди писали Уолту письма с просьбой посетить его киностудию. Всем было интересно посмотреть, как создаются и «оживают» любимые герои. Но Уолт понимал, что действующая студия разочарует посетителей.

Так появилась идея построить большой современный комплекс для всех желающих побольше узнать о процессе мультипликации и сфотографироваться с персонажами мультфильмов. Таким образом, мультяшные герои стали своего рода промо для другого бизнеса Диснея – парка развлечений.

Назад в детство

В 1954 г. Дисней приобрел 65 га апельсиновой рощи. Земельный участок находился в небольшом городке Анахейм вдоль скоростной автострады Санта Ана в получасе езды на автомобиле от центра Лос-Анджелеса. Строительство парка развлечений велось один год, а бюджет проекта составил $17 млн.

Строительные бригады трудились в очень напряженном режиме, чтобы завершить работу в оговоренный срок. Уолт Дисней лично руководил разработкой и строительством этого парка. Ему хотелось создать такое место, где люди всех возрастов могли бы почувствовать себя детьми.

Для реализации этого проекта Уолт Дисней пришлось искать дополнительные источники финансирования. Продажа второго дома, кредит под залог собственного имущества и медицинской страховки не решили задачи.

Выходом стало телевидение и специально созданная передача «Уолт Дисней представляет», еженедельно демонстрировавшаяся на канале Эй-Би-Си. Взамен телеканал инвестировал $6 млн в строительство парка.

На торжественную церемонию открытия парка «Диснейленд», в 1998 году переименованного в «Парк Диснейленд» (Disneyland Park), выслали несколько тысяч пригласительных билетов для прессы и избранных посетителей, среди которых были Фрэнк Синатра, Кирк Дуглас и др.

Церемонию, которую вел будущий президент США актер Рональд Рейган, посетило более 28 тыс. человек (значительная часть билетов оказалась поддельной), а телевизионную трансляцию открытия смотрели более 90 млн. человек. Это событие телеканал Эй-Би-Си транслировал в прямом эфире.

Поначалу аттракционов было всего 16, а входной билет стоил один доллар. Сейчас площадь парка уже 200 га, аттракционов более 60, а цена билета для взрослого составляет свыше $76. Помимо аттракционов, к услугам гостей комфортабельные отели, рестораны и, конечно, множество сувениров.

Со времени основания «Парк Диснейленд» посетили более 500 миллионов гостей, в том числе члены королевских семей, президенты и другие главы государств. Именно этот проект положил конец лихорадочному существованию компании, и дал самому Диснею финансовую стабильность.

Первые пять лет парк принадлежал компании Disneyland, Inc., которой совместно владели Walt Disney Productions, Walt Disney, Western Publishing и канал Эй-Би-Си. К 1960 г. Walt Disney Productions полностью выкупила доли остальных акционеров и стала единоличным владельцем. В этом же году, спустя пять лет после открытия, доход от парка развлечений превысил доход от киностудии.

Позже были созданы подобные парки развлечений в других странах – во Франции, Японии и Китае. Именно парки развлечений сделали наследников Уолта Диснея миллиардерами.

Наследие дядюшки Скруджа

В состав компании Walt Disney Productions входит 535 фирменных диснеевских магазина, разбросанные по всему миру; хоккейная и бейсбольная команды; несколько газет и журналов; собственная сеть кабельного телевидения.

Сейчас это второй по величине медиа-холдинг после Time Warner. Ежегодный кассовый сбор от фильмов студии Диснея, без учета продажи и проката видеокассет, превышает $1 млрд. Годовой оборот консорциума составляет $21 млрд.

Умер Уолт Дисней в Лос-Анджелесе 15 декабря 1966 г. Ежегодно в этот день над Диснейлендами приспускается флаг в знак признательности и скорби по самому неутомимому мечтателю 20-го века.