История успеха виртуального фотобанка Shutterstock

Фотограф-любитель стал первым миллиардером Кремниевой аллеи, создав компанию Shutterstock

Имя этого фотографа – Джон Оринджер. Ему почти 40, и он никогда в своей жизни не работал по найму. Джон Оринджер сам был основателем многих компаний, но миллиардером стал, создав виртуальный фотобанк Shutterstock. Причем в Кремниевой аллее Нью-Йорка, где расположены интернет- и медиакомпании, это первый миллиардер.

Кремниевую аллею Нью-Йорка не следует путать с широко известной Кремниевой долиной, которая находится в Калифорнии. Кроме того, в США существуют и другие инновационные кластеры, в частности Кремниевая пустыня, Кремниевый сугроб, Кремниевая гора, Кремниевые прерии, Кремниевый лес, Кремниевые холмы и пр.

Начало

Путь Оринджера к миллиарду начался с того, что еще в школьные годы он задумался над тем, как самому заработать деньги на карманные расходы. Для начала он научился играть на гитаре, а затем и сам стал давать уроки игры. Для 15-летнего подростка это был неплохой бизнес. Но со временем он понял, что намного больше можно заработать, если чинить компьютеры.

Закончив школу, он поступил в университет Стоуни-Брук, где получил степень бакалавра математики и информатики. Далее он продолжил учебу в Колумбийском университете, после чего стал магистром информатики. Во время учебы он создавал продукты программного обеспечения и продавал их своим клиентам в Интернете.

Поиск своего дела

Однако люди, увлеченные своим делом, не останавливаются на достигнутом, а постоянно стремятся к совершенству. Лет 10 назад Оринджер, разрабатывая программу, которая препятствовала бы появлению в браузере всплывающих окон с рекламой, ссылками и пр., подумал о том, что ему необходимо привлечь людей для обновления подписки, для чего ему понадобились всевозможные фотографии.

И оказалось, что найти фотографии с изображением живописных мест, обитателей флоры и фауны и т. д., не так просто. Лишь некоторые компании, сотрудничающие с новостными агентствами, создавали такие изображения и продавали одну фотографию, например какого-нибудь заката, за 500 долларов.

Такое Оринджеру было не по карману. И он пошел другим путем: инвестировал 800 долларов в фотокамеру и отправился с ней по Нью-Йорку, его окрестностям, другим городам. За день он делал более тысячи снимков, причем это были самые обычные виды, которые не претендовали на живописность и эксклюзивность. За полгода количество снимков достигло ста тысяч. Их них он отобрал третью часть и выложил на сайте Shutterstock. А чтобы повысить посещаемость сайта, он разместил его рекламу на нескольких рекламных платформах.

Секреты Оринджера

В дальнейшем для развития бизнеса Оринджеру даже не требовалось выходить из своей квартиры на Манхеттене. Его друзья удивлялись, почему он не едет в ту же Кремниевую долину, где, как они считали, у него будет больше возможностей. Но он предпочитал оставаться хозяином самому себе: сам проводил съемки, сам занимался дизайном сайта, сам отвечал на телефонные звонки и т. п. Все заработанные деньги он тратил не на себя, а на развитие своего бизнеса.

В том, что он сам мог распоряжаться своими деньгами, Оринджер видел большое преимущество. Дело в том, что человек, осуществляющий проект на чужие деньги, зависит от их владельца. Он не может оставить дело, даже если впоследствии увидит его бесперспективность, без согласия на то инвестора. Если же предприниматель работает на себя, он может закрыть проект в любой момент, как только утратит к нему интерес или увидит, что зашел в тупик. Самому Оринджеру пришлось таким образом расстаться не с одним бизнесом, который не оправдал надежд, чтобы найти более перспективное занятие.

Оринджер, как и любой бизнесмен, работает для получения прибыли. Обойти конкурентов ему помогает нестандартное мышление.

Например, при наборе сотрудников в свой фотобанк Shutterstock он главное внимание уделял не фотографам, а инженерам. При этом он исходил из того, что клиенту важно найти и получить необходимое изображение как можно быстрее. Поэтому лучшим изображением будет то, которое можно быстро выбрать и купить. А быстрый поиск необходимого могут организовать только инженеры.

Успехи

Сейчас база фотобанка Shutterstock составляет 40 млн иллюстраций, фотографий и видео, которые заказчики покупают для оформления интернет-изданий и веб-сайтов. Работают на этот банк 40 тысяч фотографов-фрилансеров. Каждый фотограф в среднем зарабатывает до 4 тысяч долларов в месяц, а фотограф-профессионал может заработать в 5 раз больше – до 20 тысяч долларов в месяц (см. «Как заработать на продаже фотографий в интернете» и «Как заработать на фотографии в Интернете»).

Всего же за годы существования фотобанка фотографам было выплачено примерно 150 млн долларов. (Заметим, что начинающий фотограф получает за один снимок, который стоит 1 доллар, всего лишь 25 центов. Но ведь один и тот же снимок в дальнейшем продается бесчисленное множество раз, и в зависимости от количества продаж увеличивается и гонорар фотографа.)

Прибыль компании Shutterstock постоянно растет, а акции дорожают. В прошлом году ее прибыль выросла на 117%, акции же подорожали на 300%.

Привычки миллиардера

Сам Оринджер является владельцем 55% ее активов, составляющих 1 миллиард долларов. Как и другие миллиардеры, заработавшие деньги, а не получившие, к примеру, в наследство, Оринджер не изменил свой образ жизни. Он не пустился во все тяжкие, не начал скупать виллы и коллекционировать дорогие автомобили и пр.

Его устраивает двухкомнатная квартира в Нью-Йорке. Как и прежде, он просыпается в 8 утра, читает почту и техноблоги и через час на такси отправляется в офис. Там пьет кофе и проводит деловые встречи с клиентами и топ-менеджерами, нередко забывая об обеде и заменяя его сэндвичами. Иногда обедает в обычной пиццерии. В 16.30 он отправляется домой, где продолжает работать. Работает он и в выходные.

Как замечает сам Джон Оринджер, ему почти никогда не приходилось работать в традиционном смысле этого слова, за исключением времени учебы и стажировки. Работа ему не в тягость, поэтому у него нет ощущения четкой грани между работой и отдыхом. Но, конечно же, у Оринджера есть и две «слабости». Одна – это вечеринки, на которых он иногда появляется, устраиваемые, например, на Неделе моды. А вторая – свой вертолет AS350 B3 AStar Eurocopter, на котором ему нравится облетать окрестности.

Как говорит сам Оринджер, вертолет ему нужен не потому, что он куда-то спешит – просто ему нравится управлять им. Привлекает его и устройство вертолета – схемы, электроника и механика. Очевидно, подобное увлечение связано с увлечением его юности, когда он еще жил вместе с родителями и занимался ремонтом старых компьютеров.