На стороне игрока: как заработать в букмекерском бизнесе

Как ереванский студент заработал на спортивных ставках более миллиона долларов

Ноябрь 2004 года, в США выборы. Джордж Буш бьется за второй срок с демократом Джоном Керри. За ходом голосования из Еревана с волнением наблюдает Паруйр Шахбазян. Интерес материальный — сыграет ли его ставка, обещающая рекордную прибыль. Его соотечественники уверены в победе Буша, а англичане ставили на Керри. Образовалась так называемая «букмекерская вилка» — отклонение между коэффициентами на победу, этим и воспользовался Шахбазян, поставив в разных странах на разных кандидатов. Буш выиграл с перевесом в 2,4% голосов, прибыль Шахбазяна составила 60%.

О возможности зарабатывать на спортивных ставках выпускник факультета востоковедения Ереванского Государственного Университета узнал из рекламы — в Армении, в отличие от России, законодательных ограничений для этого не было. Узнав из книг о марже букмекера, которую тот закладывает в коэффициенты, Шахбазян стал искать несовпадения в коэффициентах на одни и те же события у разных букмекеров, зарабатывая на разнице между ними: какая бы ставка ни сыграла, он все равно получал деньги.

Открытием для него стала биржа ставок в интернете, которая позволила ему с двумя партнерами самим принимать ставки на события.

Приняв ставку по своему коэффициенту, они переставлялись у букмекера по большему, зарабатывая по $10 000–15 000 в месяц на каждого.

«Букмекеры вообще не понимали, что мы делаем, и думали, что это везение», — говорит Шахбазян. В горячие уик-энды, когда проходило сразу несколько крупных спортивных событий, партнеры собирали банк до $250 000 и успевали «проставить» его два-три раза. Чем больше сумма, тем больше доход. По словам Шахбазяна, российский «Марафон», например, возвращал до 3% от оборота. 

Но к 2007 году букмекеры усовершенствовали технологии, стали реже ошибаться с коэффициентами и научились распознавать профессиональных игроков. «Нам стали отказывать в приеме ставок или выставляли пониженные коэффициенты. Приходилось маскироваться, ставить через знакомых», — вспоминает Шахбазян. 

К тому времени он заработал достаточно денег и переехал в Германию, потом перебрался в Англию, на родину букмекерства, продолжая играть. А в 2011 году придумал новый бизнес: создать рейтинг букмекерских контор, которые невероятно быстро множились в России после запрета игорных салонов. «Я изучил, как ведущие издания в Британии оценивают конторы, купил шаблон сайта за $50 и к 2013 году переехал в Москву», — говорит он. 

Основной критерий рейтинга — платит ли букмекер выигрыши. В России прием ставок в интернете до сих пор вне закона. Конторы регистрируются в офшорных зонах, например на Кюрасао, и работают в домене com. Поэтому в случае недоразумений никто из игроков не обращается ни в суд, ни к местным регуляторам. Сайт Шахбазяна «Рейтинг букмекеров» стал собирать жалобы игроков о невыплатах, оценивать работу службы поддержки, функционал сайтов букмекеров. На основе этих факторов формируется рейтинг. В него попадают и иностранцы, принимающие ставки от россиян в интернете. «Сначала букмекеры не доверяли сайту и даже крупнейшие из них обвиняли нас в том, что рейтинг проплачен, — рассказывает Шахбазян. — Но когда мы стали публиковать отзывы, эти обвинения практически исчезли. Жалобы игроков на нашем сайте рассматривают даже конторы из низов рейтинга». Ежемесячно публикуется по две сотни жалоб. «Рейтинг — авторитетный ресурс, который ориентирован на клиентов букмекерских контор. Есть масса случаев, когда он становился посредником между букмекером и игроком. Что касается нашей компании, мы не сталкивались с жалобами на данном ресурсе», — говорит Константин Макаров, президент букмекерской компании «Бинго-Бум». 

Зарабатывает сайт на партнерских программах с букмекерами. За переход игрока из рейтинга на сайт букмекера Шахбазян получает до 40% от денег, которые тот проиграет. «Поэтому нам так важно быть объективными и не подводить игроков, — объясняет он. — Если контора не платит, у нее плохой сервис, она не сможет удержать игрока,  мы потеряем и деньги, и трафик». Чтобы генерировать его, Шахбазян собрал небольшую команду, которая пишет новости об индустрии.

В 2012 году, например, сайт процитировали многие СМИ: он первым предположил, что матч футбольной национальной лиги «Химик» — «Петротрест» мог быть договорным.

Позже расследования этого матча начали требовать в УЕФА.

Кроме новостей Шахбазян стал публиковать и прогнозы от звезд: через знакомых пригласил Арташеса Саркисяна, одного из основателей Comedy Club и бывшего главного редактора журнала Total Football. Сейчас с сайтом сотрудничают боксер Николай Валуев, футбольный тренер Валерий Карпин, бывший футболист и комментатор Константин Генич. Последний у публики популярнее всех. Шахбазян объясняет это тем, что неудачные серии прогнозов у Генича непродолжительны, игроки часто ставят по его прогнозам на футбол, используя стратегию «мартингейл»: после каждого проигрыша игрок должен увеличивать ставку, чтобы в случае выигрыша окупить все прошлые проигрыши в серии. 

Сейчас выручка сайта — $1,5 млн, маржа — 50%. По статистике, в месяц сайт посещают 1,2 млн раз, у него 350 000 уникальных пользователей. «Немного в сравнении со спортивными СМИ, но это очень сфокусированная аудитория, и никто не приводит так много игроков, как мы», — уверен Шахбазян. Правда, спортивные СМИ, такие как Sports.ru и Чемпионат.ru, тоже активно сотрудничают с букмекерами и уже отказываются от размещения рекламных баннеров «Рейтинга букмекеров». Руководитель Sports.ru Дмитрий Навоша подтвердил, что конкурирует с ним за рекламодателя. «Букмекерские конторы — важные рекламодатели для спортивных медиа. Для Sports.ru это четвертая-пятая категория по объему выручки, — комментирует Навоша. — Но «Рейтинг букмекеров» интересный продукт, таких конкурентов только приветствую».

Что делать? Шахбазян планирует запускать версию сайта в Англии, а затем и в других странах. Он уже договорился с букмекерами об оплате услуг английских комментаторов и бывших спортсменов, у некоторых из них более миллиона подписчиков в социальных сетях. В планах — развитие соцсети, где пользователи могли бы следить за постами успешных игроков и повторять их ставки. 

После восьмилетнего перерыва Шахбазян хочет вернуться и в букмекерских бизнес, но уже как оператор. В партнерстве с еще одним основателем Comedy Club Артаком Гаспаряном он планирует запустить сервис фэнтези-соревнований на деньги. Игроки смогут создавать воображаемые футбольные или хоккейные команды из реальных игроков и соревноваться друг с другом. Тот, кто наберет в свою команду игроков, которые в реальной игре покажут лучшую статистику, забирает банк, собранный со всех участников, а оператор лиги получает комиссию. По словам Шахбазяна, пока эта ниша в России не занята, но конкуренция за игроков будет огромной. В США, например, игроки сайта DraftKings в 2014 году внесли в банк $304 млн, выручка оператора достигла $40 млн. Но недавно штат Нью-Йорк запретил деятельность DraftKings и его конкурента Fanduel, признав ее азартной игрой. Шахбазян, чтобы не рисковать, планирует получить букмекерскую лицензию. 

Чтобы научиться управлять несколькими проектами сразу, в этом году Шахбазян поступил на программу MBA в Сколково. Он сетует, что однокурсники — банкиры и топ-менеджеры крупных компаний — к его сфере деятельности относятся подозрительно: «Постоянно спрашивают, не закрыли ли нас еще».