Как популярный актёр стал успешным инвестором

Голливудский бизнес-ангел: как Эштон Кутчер инвестирует в стартапы

Эштон Кутчер знаменит не только своими ролями в кино. Более десяти лет назад он стал бизнес-ангелом, инвестирующим в технологические стартапы. И получает от этого не только удовольствие, но и неплохие деньги.

Голливудский бизнес-ангел: как Эштон Кутчер инвестирует в стартапы
Эштон Кутчер — американский актёр, ведущий, продюсер и инвестор

Эштон Кутчер в 1996 году поступил в Университет Айовы, где учился на инженера-биохимика. Но однажды, когда он был в спортивном баре The Airliner, его приметил модельный агент. В итоге Кутчер бросил учебу, какое-то время работал моделью, а впоследствии стал актёром.

Прорывную роль он получил в 1998 году в сериале «Шоу 70-х», где сыграл глуповатого парня Майкла Келсо. Затем он снимался в сериале «Два с половиной человека», фильмах «Эффект бабочки», «Больше, чем любовь», «Джобс: Империя соблазна» и многих других картинах.

Инвестором Кутчер стал по воле случая. Он узнал, что американский рэпер Кертис Джексон, известный как 50 Cent, получил акции компании Glaceau. Они были платой за то, чтобы музыкант стал лицом ее бренда напитков Vitaminwater. После покупки Glaceau компанией Coca-Cola в 2007 году рэпер заработал $100 млн.

«В то время я заключил обычный рекламный контракт с Nikon. И я такой «Воу, погоди секунду. Я должен понять, как попасть в эту игру с акциями, потому что в этом просто гораздо больше смысла», — говорил Кутчер Forbes.

Тогда у него уже была компания Katalyst, которая занималась телевидением и киноиндустрией. Он переманил в нее директора по цифровым технологиям Сару Росс из блога TechCrunch. Теперь Katalyst уже закрыта, но Росс познакомила Кутчера с бизнес-ангелом Кремниевой долины Роном Конвеем и основателем TechCrunch Майклом Аррингтоном.

Из актёра в бизнес-ангелы

Голливудский бизнес-ангел: как Эштон Кутчер инвестирует в стартапы

В 2009 году Кутчер инвестировал в Skype. По совету инвестора из Кремниевой долины Марка Андриссена он вложил в компанию $1 млн. После покупки Skype компанией Microsoft, вложения актёра выросли в четыре раза.

В последующем году Эштон объединил свои усилия с музыкальным менеджером Мадонны Гаем Осири, который тоже увлекся инвестированием и добрался до Кремниевой долины. Осири признался Forbes, что когда приметил это место, то выяснил, что в нем мало инвесторов из шоу-бизнеса. И только один парень из этого сообщества занимался инвестициями в долине, который, по словам Осири, заключал правильные сделки и обыгрывал его. Им был Кутчер.

Осири был знаком с миллиардером и инвестором Роном Берклом. Вместе Эштон, Гай и Рон создали венчурный фонд A-Grade Investments. По данным Forbes, им доверили деньги миллиардеры Марк Бениофф, Эрик Шмидт, Марк Кьюбан и Дэвид Геффен.

Компания начала инвестировать в технологические стартапы. В 2013 году A-Grade Investments оценивали уже в $100 млн, а к 2016 году Кутчер, Осири и Беркл превратили собранные средства в $250 млн. Они вложили $2,5 млн в Airbnb и в итоге заработали $90 млн, а вложенные в Uber $500 тыс. впоследствии превратились в $60 млн. Компания также инвестировала в Shazam, Spotify, Soundcloud, Foursquare и Duolingo.

Позднее, в 2015 году, Кутчер вместе с Осири создали Sound Ventures, которая управляла капиталом в $100 млн, полученных от Liberty Media. Новая компания инвестировала в Robinhood, Lemonade, Acorns и другие проекты. От Sound Ventures Кутчер и Ориси получают комиссию в размере 2% от вложенных денег, 20% от прибыли, а также премии за результат.

Неудачи бывают у всех

Голливудский бизнес-ангел: как Эштон Кутчер инвестирует в стартапы

Эштон признавался, что у него был опыт потери всех своих денег. Первая инвестиция актёра оказалась неудачной. В 2007 году он вложился в телекоммуникационную компанию Ooma, которая оснащала домашние телефоны технологией, подобной Skype. Какое-то время актёр был ее креативным директором.

Первичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2015 году стало разочарованием для инвесторов. Ooma планировала разместить 500 млн акций по $13 за штуку, при этом ожидалось, что бумаги будут торговаться от $16 до $18. Первые торги на бирже открылись по цене $12,10 за акцию. С тех пор стоимость бумаг компании не поднималась выше максимума в $17,5, и в течение нескольких лет она несла чистые убытки.

Кроме того, Эштон неудачно инвестировал в компанию BlackJet, которая была как «Uber для частных самолетов», писало издание Business Insider. Однако в 2016 году, спустя четыре года после ее основания, компания закрылась. Помимо Кутчера, ее поддерживали актёр Уилл Смит, фирма рэпера Jay-Z Roc Nation, сооснователь Uber Гаррет Кэмп.

Клайв Джексон, основатель конкурента BlackJet компании Victor, назвал возможную причину неудачи. По его словам, BlackJet требовала ежегодной платы за доступ к самолетам, на которых клиенты могли зарезервировать места и полететь по заранее определенному маршруту, вместо того чтобы позволять пассажирам заказывать самолеты по требованию.

Кутчер также инвестировал в портал Fab.com. Он вырос из социальной сети для геев Fabulis, а теперь продает дизайнерские вещи. В 2013 году его оценили в $1 млрд. По данным TechCrunch, через два года портал купила компания PCH International всего за $15 млн. За это время Fab.com потратил $200 млн из $336 млн, полученных от инвесторов, но так и не смог найти устойчивую бизнес-модель.

Правила инвестирования от звезды Голливуда

Голливудский бизнес-ангел: как Эштон Кутчер инвестирует в стартапы

При выборе стартапа актёр в первую очередь ищет людей, которые пытаются решать сложные проблемы. Об этом Кутчер писал в блоге компании Atrium, в которую инвестировал.

По его словам, суть его инвестиционной стратегии — «найти и дать возможность предпринимателям создать лучшее будущее». Он основывает свои решения на том, какую прибыль он может получить и сколько счастья принесет ему работа с компанией.

Кроме того, он обращает внимание на предпринимателя, который основал стартап. По мнению Кутчера, он должен быть сильной личностью, способной преодолеть все невзгоды. Кроме того, фаундер должен глубоко понимать отрасль, в которой он хочет развиваться, как и свой продукт.

«Я никогда не слышал ни одной истории о ком-либо, кто бы строил компанию, где все шло так, как ожидали», — отмечал актёр.

Помимо этого, он устраивает «челлендж» для предпринимателей, которые хотят получить его деньги. Смотрит, может ли основатель компании продать свою идею. По словам Эштона, у предпринимателя должна быть харизма.

«Когда я встречаюсь с основателем с истинной харизмой, я обычно ухожу с чувством, что хочу бросить свою работу и пойти работать на него», — говорил Кутчер.

Если такого чувства нет, то этот бизнесмен не сможет привлечь лучших сотрудников, считает актёр. Кроме того, для него важны принципы, так как сам он очень принципиальный человек. Кутчер хочет работать только с теми, кто разделяет его взгляды, уважает других и имеет положительные моральные качества.