Как успокоить человека: примеры психологической помощи

Как успокоить человека: примеры психологической помощи

Каждый человек в жизни сталкивается с определенными сложностями, преодолеть которые нелегко, а потому его поведение резко меняется. Кто-то становится более агрессивным, а кто-то, наоборот, впадает в ступор. И того, и другого нужно успокоить и поддержать, чтобы они не переживали свои трудности в одиночестве.

Правила психологической помощи

Чтобы не навредить человеку в стрессовой ситуации, нужно соблюдать ряд правил:

  • Не навязывать помощь, а предложить ее тогда, когда действительно понадобится.
  • Не давить на человека, пытаясь выведать, что у него произошло. Нужно быть осторожным, чтобы не усугубить ситуацию.

Советы нужно давать такие, чтобы они не были похожи на поучения. Тем более не стоит говорить «А я предупреждал!» В конце концов, жизнь человека принадлежит ему одному, и только ему решать, что и как делать.

Не стоит сравнивать возникшую ситуацию с другими, даже если они очень похожи. Нельзя говорить, что «в прошлом месяце то же самое было у Вани, но он же справился, а ты не можешь». Это прозвучит, как попытка принизить человека за то, что он исполнен горя. Все люди разные, и каждый воспринимает проблемы по-своему.

Умение сопереживать – очень важное качество, но не стоит прибегать к нему, если человеку не нужна ваша жалость. Равнодушно пройти мимо тоже нельзя. Может, вашему другу нужно, чтобы кто-нибудь просто побыл рядом?

Психологическая помощь в трудной ситуации нужна каждому, но оказывать ее следует с умом. Не стоит оставлять человека одного, но при этом не надо пытаться его отвлечь от горя и как-то развеселить. Он может воспринять это как «пир во время чумы» и затем перестать с вами общаться из-за вашей бесчувственности.

Как помочь человеку в экстремальной ситуации

Есть два типа реакции в экстремальных условиях: эмоциональный ступор (человек сидит, уставившись в одну точку, и не реагирует на происходящее) и эмоциональная буря (человек начинает биться в истерике, кричит или плачет). Помощь в зависимости от этих состояний разная: истерику нужно переждать (например, крепко обнять человека, несмотря на его агрессию и ругань), а вот из ступора надо выводить (например, потрясти за плечи).

Когда человек успокоился, можно начать с ним разговор. Важно не срываться и не злиться, иначе ситуация может повториться. Говорить с людьми в состоянии стресса нужно успокаивающим тоном и постоянно добиваться реакции с их стороны. Для этого задавайте вопросы «Ты согласен?» или «Что ты думаешь об этом?»

Разговор с уже успокоенным человеком стоит начать с просьбы рассказать, что у него случилось. При этом сильно давить не надо, и если он все-таки начал говорить, нельзя перебивать или торопить рассказ. После услышанного предложите свою помощь, но не называйте конкретных вариантов, пусть пострадавший сам найдет для вас занятие.

Попробуйте утешить человека – обнять его, прогуляться на свежий воздух, в общем совершите простые действия, способные успокоить окончательно. Помните, что сочувствие – это не слезы в три ручья, а реальная поддержка и готовность помочь.

Как помочь человеку преодолеть волнение

Все люди склонны испытывать волнение перед ответственными событиями – повышением, экзаменом, свадьбой и в других ситуациях. Коварность этого чувства в том, что оно не позволяет сосредоточиться на задаче и зачастую является причиной провала. Так, студент не может вспомнить доказательство теоремы, которое учил всю ночь, а работник не сможет попросить о повышении, которое ему очень даже «светит».

Помочь справиться с волнением – не такая простая задача, как кажется. Ведь люди склонны считать себя уникумами, которых никто не понимает, а потому помощь может быть воспринята в штыки. Успокаивающие фразы вроде «Не дрейфь, все получится!» чаще раздражает, чем принимается к исполнению. Поэтому, прежде чем ринуться помогать, спросите, а нужна ли ваша помощь.

Другая ситуация, когда человек считает себя в принципе неспособным справиться с предстоящим делом, то есть неудачником. Тогда при очередном провале он не будет анализировать, почему же так получилось, а станет обвинять обстоятельства или людей, которые помешали ему добиться успеха.

Тут важно не говорить, что причина провала – сам «неудачник», а попытаться вместе с ним выяснить, что привело к неуспеху. И когда вы наконец обнаружите причину, плавно подвести человека к осознанию своей ошибки. Можно привести примеры из собственной жизни, и тогда он увидит, что он не один такой, а это норма жизни. Преодоление комплекса неполноценности – первый шаг к достижению успеха.