Развитие артикуляции у детей и взрослых

Развитие артикуляции у детей и взрослых

Человеку с нарушениями речи – небольшими или ярко выраженными – очень сложно выстроить успешную карьеру.

И дело не в том, что над ним посмеиваются коллеги, а в том, что ему сложно выражать свои идеи. Теряется уверенность в себе, а ведь это главное условие восхождения по карьерной лестнице. Как справиться с нарушением артикуляции? Как вообще возникает эта проблема?

Нарушение артикуляции у взрослых

Нарушение артикуляции диагностируется еще в детстве, и если в раннем возрасте эту проблему не решить, она останется до самой старости. Как правило, причиной становится раскоординированность языка, губ и нижней челюсти.

Улучшить работу органов артикуляции можно с помощью специальной гимнастики. Другое дело, если причина физиологической природы: неправильный прикус, коротка «уздечка» и т. п. Тогда за помощью необходимо обратиться к логопеду.

Делать гимнастику для развития артикуляции можно самостоятельно, но лучше заниматься с логопедом, тогда результат появится быстрее и будет более качественным.

Также работать со специалистом лучше, если у вас нарушение нескольких звуков одновременно или если причиной нарушения стала травма или сильный стресс. За помощью к логопеду нужно обращаться и в случае отсутствия результатов при самостоятельной коррекции речи.

Как проходит курс коррекции речи?

Первым делом нужно определить, какие звуки вы не произносите или произносите неправильно. Узнать можно, спросив у друзей либо записав свою речь на диктофон. Есть несколько типов нарушений:

  • нарушение свистящих – [с], [з], [ц];
  • нарушение шипящих – [ш], [ж], [ч], [щ];
  • нарушение звука [л];
  • нарушение звука [р];
  • нарушение всех звуков.

Работать можно начать с любого звука, но главное – исправлять их по очереди, а не все разом. Сам процесс развития артикуляции делится на пять этапов, которые нужно проходить последовательно, не перескакивая с одного на другой:

Подготовительный. На этом этапе нужно изучить, как действуют органы артикуляции при правильном произношении звука. Возможно, вы сразу сможете исправить его произношение, если нет, то поможет специальная гимнастика. Упражнения нужно выполнять четко по инструкции, и только после того, как вы сможете их делать без ошибок в быстром темпе, можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука. На этом этапе в зависимости от артикуляции звука выполняются различные упражнения, целью которых является способность произносить каждый звук изолированно (р-р-р-р, ш-ш-ш-ш).

Автоматизация. Целью данного этапа является введение поставленного звука в речь. Это делается последовательно: сначала отрабатываются слоги, затем слова и, наконец, предложения. Не спешите сразу переходить к скороговоркам, это самый последний шаг на этапе автоматизации и самый трудный.

Дифференциация. На этом этапе происходит разграничение сходных звуков вроде [р] и [л], [с] и [ш]. Оно происходит последовательно: сначала слоги, затем слова и предложения. Скороговорки – заключительный шаг этого этапа.

Введение звука в речь. Этому способствует заучивание стихов, пересказ текстов и устное сочинение рассказов. На этом этапе работа ведется, как правило, сразу со всеми звуками.

Гимнастика для развития артикуляции

Все упражнения лучше выполнять перед зеркалом. Не стоит сразу пытаться сделать все упражнения, лучше вводить их по одному, освоив и закрепив предыдущие.

  • Разработка мягкого неба. Зевки с закрытым ртом.
  • Упражнение «маляр» – языком внутри рта «покрасить» верхний свод – от мягкого нёба до основания верхних зубов.
  • Произношение гласных звуков, позевывая.
  • Имитация полоскания горла.
  • Разработка нижней челюсти. Движения челюстью взад-вперед и из стороны в сторону.
  • Опускание челюсти вниз с сопротивлением.
  • Разработка щек. Поочередное втягивание или надувание обеих щек.
  • Перекатывание «воздушного шарика» от одной щеки к другой.
  • Упражнение «рыбка» – втянуть обе щеки так, чтобы получился «рыбий» рот и подвигать губами.
  • Разработка губ. Поочередно улыбаться и вытягивать губы трубочкой.
  • Аккуратно пожевать губы.
  • Пофыркать, как лошадь.
  • Разработка языка. Повращать языком между зубами и губами.
  • Напрягая, тянуть язык, чтобы получался острый кончик, затем расслабить, положив язык «лопаткой» на нижнюю губу.
  • Попытаться дотянуться языком до подбородка, а затем до носа.
  • Складывать язык трубочкой.
  • На счет 1-2 подносить язык к основанию верхних и нижних зубов, на 3-4 – к правой и левой щеке.
  • Пощелкать кончиком языка, как лошадь.

Делать артикуляционную гимнастику нужно не только при нарушениях речи, но и перед важными совещаниями и выступлениями. Даже в обычный рабочий день полезно встать перед зеркалом и сделать пару упражнений, ведь мы живем среди людей, и общению с ними ничего не должно мешать.