Как научить ребенка быть успешным

Как научить ребенка быть успешным

Признайтесь честно, вы хотите, чтобы ваш ребенок повторил ваш жизненный путь? Или вы из тех, кто считает, что дети должны превосходить достижения родителей?

Как воспитать в малыше стремление к успеху и благополучию

Часто родители задают себе этот вопрос, но не получая ответа, воспитывают ребенка исходя из личного опыта.

И будучи взрослым, он повторяет ошибки родителей и имеет схожие принципы и цели (см. «Как правильно ставить цели в жизни»). Но ведь его не научили жить по-другому, так что ничего удивительного в этом нет.

Такие простые игры

Именно через проигрыш или выигрыш ребенок познает первую победу или неудачу. Задача родителей на этом этапе – справедливо судить участников игры, соблюдать правила и иногда немного поддаваться, особенно если у малыша сильно развита неуверенность в себе и своих возможностях. Не забывайте, что в любой игре взрослый имеет преимущество – знания и многолетний опыт.

Но переборщить с «поддавками» тоже нельзя, ведь тогда ребенок не будет прилагать стараний для своей победы, и такая победа ничему его не научит. И уж тем более не стоит намеренно ошибаться там, где карапуз это заметит. Игра, в которой нет духа соревнования, быстро становится скучной. Кроме того, так вы воспитаете в ребенке чувство, что ему все что-то должны, в том числе уступать первое место.

В некомандных играх, когда малыш что-то мастерит самостоятельно, тоже стоит помогать, и тоже незаметно. Если к примеру, у ребенка не получается собрать конструктор, отвлеките его ненадолго, а сами поправьте там, где он допустил ошибку. Победы, которые были заработаны самим ребенком, ценятся выше, чем те, с которыми помогли родители.

Как научить ребенка справляться с трудностями

Каждый разговор взрослых рано или поздно сводится к обсуждению чужих успехов – сослуживцев, бывших одноклассников, соседей… Спросите себя, что именно выносят ваши дети из этих разговоров? Когда вы говорите о достижениях другого человека, делаете ли вы упор на то, что ему просто «подфартило», или акцентируете внимание на его усердном труде?

Если постоянно говорить о том, что Петров получил должность, потому что его бабушка была первой учительницей начальника, а Иванова купила квартиру, потому что ей повезло с работой, у ребенка сформируется стереотип «легких достижений».

То есть успех приходит не к тому, кто усердно трудился и добился цели, преодолев множество препятствий, а к тому, кто был ловчее и удачливее. Посмотрите, что показывают в детских фильмах и телепередачах, – победителем всегда выходит не самый умный и трудолюбивый, а самый наглый и хитрый. Детям просто неоткуда взять правильную установку на достижение успеха.

Как исправить ситуацию? Прежде всего, обратите внимание на то, что вы говорите при детях, ведь вы для них пока единственный авторитет. За каждое достижение хвалите ребенка, но похвала не должна быть искусственной. Даже если работа выполнена из рук вон плохо, найдите в ней плюсы, и лишь потом укажите на ошибки.

И помните, даже за самое большое достижение нужно хвалить правильно – делать упор не на природный талант ребенка, а на то, что ради этого успеха он хорошо потрудился. Так вы мотивируете ребенка на еще большее стремление к труду, а не к безделью («Я же талант! Я и без труда рыбку достану!»)

Как правильно хвалить ребенка

За победу на школьной олимпиаде – вместо «Ты такой умный, я так тобой горжусь!» скажите «Ты усердно занимался в течение долгого времени и теперь можешь гордиться собой!» Ребенок должен хотеть быть успешным ради себя, а не ради похвалы бабушки или незнакомой тети.

Не забывайте про похвалу. Если высказать одобрение через неделю после события, ребенок не сможет его сопоставить со своими ощущениями от победы.

Никогда не мотивируйте детей материально. За красивый дневник или выполнение домашних обязанностей нельзя давать дополнительные карманные расходы, иначе у ребенка сформируется неверное представление о реальном мире. Он не будет пытаться чего-то достичь до тех пор, пока не получит свой пряник.

Хвалите за трудолюбие, даже если результат неутешительный. Если команда ребенка проиграла в соревнованиях по баскетболу, найдите что-нибудь хорошее в его игре: «Ты отлично забрасываешь трехочковые, должно быть ты долго отрабатывал их?»

Не забывайте указывать на личностный рост ребенка. Если дочь заняла призовое место в конкурсе кулинаров, доверяйте ей приготовление ужина. Только вместо «Ну наконец-то ты научилась готовить!

Теперь будешь заниматься ужином каждый день» скажите «Я вижу, ты отлично научилась готовить. Думаю, теперь я могу доверить тебе приготовление ужина пару дней в неделю». В первом случае дочь воспримет свой успех как увеличение количества ее обязанностей, а во втором – как расширение своих прав.

При правильном отношении к достижениям своих детей вы получаете не будущего члена общества потребления, а здравомыслящего успешного во всех отношениях человека. Видя, сколько усилий нужно приложить, чтобы достичь своих целей, ребенок будет быстрее справляться с трудностями на своем пути.

И однажды он поймет, что его будущее зависит только от него: упорно занимался математикой – выиграл школьную олимпиаду – победил в региональной – получил стипендию в престижном университете. Ни родители, ни друзья, ни мифические «связи» никогда не дадут ребенку того будущего, которое он сможет сам для себя выстроить.