Как научиться говорить уверенно и убедительно в любой ситуации

Как научиться говорить уверенно и убедительно

Разговаривать и говорить красиво – «две большие разницы». Молодые родители с нетерпением ждут, когда же их ребенок скажет первое слово, когда заговорит, и гордятся, если он сделает это раньше других деток в детском саду или во дворе. «Он (она) уже разговаривает!», – говорят они и на этом успокаиваются.

Словарный запас малыша в основном формируется из слов, которые он слышит от родителей, на улице, по телевизору. И не все понимают, как важно с раннего детства начинать читать ребенку детские книжки, а потом просить пересказать прочитанное своими словами. Главное – он научился разговаривать, а остальное приложится. В школе научат.

А вот в школе мы вдруг замечаем, что все говорят по-разному, в том числе и учителя. Чей-то монотонный голос навевает сон, кто-то вызывает раздражение из-за бесконечных «э-э-э» и «ну-у-у-у», а кто-то говорит так, что мы слушаем его как завороженные.

Казалось бы, какая разница, кто как говорит. Вот Эллочка-людоедка из романа Ильфа и Петрова «12» стульев вполне обходилась 30-ю словами, чтобы выразить любую свою мысль. Правда, и мыслей тех было немного. Для сравнения: «Словарь языка Пушкина» содержит 20 тысяч слов.

Бывает и так, что мы встречаем человека начитанного и много повидавшего, ждем от него ярких рассказов о своих впечатлениях, – и быстро теряем к нему интерес, потому что передать свои чувства словами он не умеет: его речь невнятна, неэмоциональна и неубедительна.

Людей, страдающих косноязычием, не так уж мало. Ведь косноязычными называют не только тех, кто говорит неразборчиво, словно у него каша во рту, но и тех, кто не умеет грамотно построить предложение, «двух слов связать не может».

Косноязычию противостоит красноречие – способность говорить красиво и убедительно. Немногим такой талант достался от природы, но ораторскому искусству можно научиться. Люди, которые говорят так, что заслушаешься, не только приятные собеседники, они еще и ценные сотрудники там, где нужно уметь убедить, уговорить, привлечь на свою сторону, побудить к необходимым действиям.

Первые школы ораторского искусства появились в Древней Греции, которая считается родиной красноречия – науке об искусстве «убеждать, увлекать и услаждать». Еще в те далекие времена, не владея словом, невозможно было добиться авторитета и сделать политическую карьеру.

А слава о великих древнегреческих ораторах Сократе, Платоне, Аристотеле и древнеримских Цицероне и Квинтилиане дошла до наших времен. Горгий, древнегреческий учитель красноречия, говорил, что слово – это великий властелин: «оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

Английский писатель Олдокс Хаксли заметил, что с помощью магии слов и бархатного голоса можно «убедить слушателей даже в правоте дела, вовсе не являющегося правым». Ну так кто же не хотел бы уметь говорить красиво?

Как научиться говорить красиво и убедительно?

1. Записаться на тренинг, выбрать приемлемое для себя видео на YouTube, почитать книги по теме развития речи

Сейчас существует множество всевозможных тренингов, на которых нам с помощью специальных методик предлагают избавиться от качеств, мешающих жить, и взамен приобрести новые, благодаря которым мы станем «другими людьми». Среди них немало тренингов вроде «Харизматичный оратор», «Искусство грамотной и красивой речи», «Речевик» и др. Занятия проводят специалисты, в том числе психологи и актеры.

Однако платные тренинги могут позволить себе не все. Тогда выходом может быть просмотр тематических видео на YouTube. Например, серия видеоуроков об ораторском мастерстве Дмитрия Малиночки. Или же видео «Актерское мастерство от Николая Обабкова».

На тему «Как говорить красиво» есть и довольно любопытные книги. Стоит обратить внимание на книгу Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» (2013), Питера Грубера «Расскажи, чтобы победить» (2012), Мортимера Адлера «Искусство говорить и слушать» (2013).

2. Увеличиваем словарный запас

Словарный запас у каждого человека бывает активный и пассивный. В активный входят слова, которыми мы постоянно пользуемся. В пассивный – слова, которые мы знаем, но не используем.

В пассивном словарном запасе слов в несколько раз больше, чем в активном. Однако чем больше слов будет в нашем активном запасе, тем богаче и интереснее станет наша речь. Но мы не хотим долго раздумывать, и, образно говоря, берем то, что находится под рукой.

«Перевести» или «перекинуть» слова из пассивного запаса в активный можно с помощью упражнения: берем какой-нибудь текст и в ходе чтения заменяем одни слова (глаголы, существительные, прилагательные) другими, подходящими по смыслу, – синонимами. В первые дни нам придется прибегнуть к помощи словарей.

Неплохо начать вести дневник, в котором подробно описывать произошедшие за день события. Во-первых, постепенно мы научимся правильно строить предложения. Во-вторых, желая, чтобы наши описания были интересными, мы вспомним о метафорах, эпитетах, сравнениях, гиперболах и прочих лексических средствах выразительности.

3. Больше читаем

Читая, мы пополняем свой словарный запас, учимся строить предложения и выделять главную мысль (см. «12 причин, почему стоит читать книги каждый день»). Кроме того, получаем новую информацию, а значит, и нам, и с нами будет о чем поговорить.

Книги, газеты, журналы нужно читать вслух, поскольку именно чтение вслух – главное в развитии речи. При чтении не забываем о совете Фамусова, героя комедии Грибоедова «Горе от ума»: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, расстановкой». Избегаем монотонности, четко проговариваем, а не глотаем окончания, обращаем внимание на знаки препинания, меняем интонацию. см. «Как читать больше книг: 6 правил на каждый день».

4. Избавляемся от слов-паразитов

Слова-паразиты замусоривают речь, мешая вникнуть в ее смысл. У кого хватит терпения долго слушать собеседника, если он через слово повторяет «ну это вот», «блин», «как бы», «короче» или «капец»! И не важно, по какой причине он их произносит: то ли от бедности речи, то ли от неуверенности в себе или в порыве эмоций – они не только портят впечатление от речи, но порой просто бесят. Сам говорящий, скорее всего, удивится, если ему об этом скажут, потому что он их не замечает.

Поэтому стоит записать свою речь, например, на диктофон, чтобы потом ее прослушать и выявить собственных «врагов». Если мы не диктор радио или телевидения и не оратор, то наверняка хоть одного, да обнаружим. Способов избавиться от слов-паразитов много: от штрафов за каждое такое слово до замены его благозвучными синонимами или паузами.

5. Развиваем дикцию

С помощью упражнений разминаем язык, губы и лицевые мышцы:

  1. высовываем язык как можно дальше вперед, затем назад. Это упражнение советуют делать в течение 5 минут;
  2. касаемся языком попеременно то правой, то левой щеки (5 мин.);
  3. с закрытым ртом вращаем языком по часовой и против часовой стрелки (20–30 раз);
  4. то же самое, только высунув язык;
  5. вытягиваем губы вперед, затем как можно шире улыбаемся (5 мин.);
  6. вытягиваем губы трубочкой и двигаем их влево-вправо и вверх-вниз;
  7. надуваем щеки и перекатываем этот пузырь по кругу;
  8. корчим гримасы, развивая лицевые мышцы;
  9. произносим вслух скороговорки вроде «Опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши».

6. Преодолеваем страх, неуверенность в себе и стараемся больше общаться, выступать, дискутировать

Кто-то верно заметил, что теорию без практики можно сравнить с сумкой, набитой учебниками по плаванию, за спиной тонущего.

В процессе освоения теории посещаем места, где бывают интересные умные люди (театры, лекции, книжные магазины, тематические кафе), слушаем их, вступаем с ними в беседу, вместе обсуждаем какие-то вопросы. Поступаем в соответствии с пожеланием: «Если хочешь научиться говорить, – говори!».