8 интересных упражнений для развития зрительной памяти у детей и взрослых

8 упражнений для развития зрительной памяти

Зачем нам зрительная память? Отучившись в школе и институте, большинство из нас вспоминает о памяти лишь тогда, когда что-нибудь забудет. «У него девичья память, дырявая память, короткая память», – так говорят о человеке с плохой памятью. Но, жалуясь на нее, никто особенно не стремится ее развивать. И напрасно, ведь она нужна не только для того, чтобы на старости лет искать очки или не заблудиться в метро.

Люди с хорошо развитой памятью намного успешнее тех, у кого она просто хорошая.

Виды памяти классифицируются в зависимости от времени, необходимого для запоминания информации (мгновенная, кратковременная, долговременная, генетическая, оперативная память), и от анализатора, благодаря которому происходит запоминание (слуховая, кинетическая, вкусовая, эмоциональная, зрительная и т. п.).

С помощью зрительной памяти сохраняются и воспроизводятся зрительные образы. Они запоминаются намного легче, чем, например, слуховые образы. Это объясняется тем, что нервы, идущие в мозг от органов зрения, в 20 раз толще нервов, соединяющих с мозгом органы слуха.

Зрительная память особенно развита у людей с эйдетическим восприятием (в переводе с греческого «эйдетизм» – образ). Люди, обладающие им, способны длительное время удерживать в памяти предмет или образ, который уже не находится в поле их зрения. Они представляют его себе отчетливо и в деталях. Таким восприятием отличаются художники.

Развитая зрительная память намного облегчает процесс запоминания и усвоения информации. Кроме того, есть профессии, где просто необходимо иметь хорошую зрительную память (детектив, летчик, авиадиспетчер, хирург и др.).

Зрительную память нужно тренировать вместе с другими видами памяти, ведь чем больше разных видов памяти принимают участие в процессе запоминания, тем точнее запоминается и лучше сохраняется новая информация. К тому же переключение с одного вида памяти на другой во время занятий позволит избежать переутомления. Ежедневные тренировки по полчаса в день будут эффективнее продолжительных тренировок раз в неделю.

Тренируем зрительную память

1. Игра «Найди 10 отличий»

Наверно, многим в детстве попадались на глаза одинаковые на первый взгляд две картинки с заданием найти 10 отличий. Сейчас такие картинки можно найти в Интернете. Легкая, казалось бы, задача в действительности оказывается не такой уж легкой для тех, кто не отличается наблюдательностью. Решение таких задачек хорошо тренирует зрительную память.

При наличии нескольких желающих развить зрительную память в процессе игры нечто подобное можно организовать и самим. Один участник должен внимательно посмотреть на остальных, не оставляя без внимания мелкие детали их одежды, а затем выйти из комнаты. За время его отсутствие друзья меняют или убирают какие-то детали одежды, а он по возвращении должен угадать – что именно изменилось в их облике.

2. Развиваем наблюдательность – учимся запоминать людей

Это не так уж просто. Понаблюдаем в течение 10 минут за 20 людьми, а затем попытаемся их опознать. Уверенно мы назовем лишь троих-четверых из них.

У всех у нас есть много друзей и знакомых, но вряд ли мы сможем описать их внешность словами «близко к оригиналу». За исключением, пожалуй, цвета и длины их волос. Люди, прожившие вместе не один год, порой не могут точно назвать цвет глаз своего партнера.

Потренируемся в мысленном составлении портрета наших друзей. Исходя из того, что двух одинаковых людей не бывает, определим самую характерную черту внешности, присущую только нашему другу. В дальнейшем, наблюдая за людьми на улице, в транспорте, будем выделять главное, по нашему мнению, в облике человека. Так работают художники-портретисты, которым удается схватить самую суть и передать ее несколькими штрихами.

Начнем мысленно описывать людей, которые встречаются нам по дороге. Обычно мы на них смотрим, но не видим. Если перед нашим мозгом не стоит задача запомнить детали, он их и не запоминает. Отныне обращаем внимание на походку, жесты, одежду и внешность людей и удерживаем их образ перед глазами еще несколько секунд после того, как они пройдут мимо.

3. Рисуем по памяти неправильные узоры

Намного труднее запоминаются предметы и образы, в которых нет четкой логики. Например, легко ориентироваться в городах с прямыми параллельными улицами, которые перекрещиваются под прямым углом и образуют кварталы равных размеров. И довольно трудно в городах, застраивающихся хаотично.

Итак, найдем фотографию какого-нибудь природного камня с разводами и перерисуем ее цветными карандашами. Изгибы, толщина и цвет прожилок должны соответствовать оригиналу. Затем убираем фотографию и получившийся рисунок и рисуем снова – уже по памяти.

4. Призываем на помощь синестезию

Греческое слово «синестезия» означает «смешанное ощущение». (Его антоним – слово «анестезия», означающее отсутствие ощущений.) У людей-синестетиков в ответ на раздражение какого-то одного органа чувств, например органа зрения, дополнительно возникают ощущения, которые соответствуют другим органам чувств, и эти ощущения смешиваются.

Синестетики не только слышат звуки, но и видят или чувствуют их. Они не только видят предмет, но и осязают или слышат его. Например, цифра 10 кому-то из них может представляться голубой, а имя Зоя – вызвать ассоциацию с яблоком. Синестетик вполне может сказать кому-то, что его имя – фиолетовое и горькое на вкус. Причем каждый синестетик имеет собственные впечатления: один видит букву «у» зеленой, другой – желтой, а третий – коричневой.

Связывая зрительные элементы, к примеру, со звуками или запахами, мы даем возможность мозгу лучше сохранить их в памяти, поскольку с помощью синестезии визуальные образы глубже укореняются в мозгу.

5. Учимся запоминать частями

Всю картину, схему или предмет полностью запомнить трудно, поэтому разобьем их на несколько частей и запомним каждую отдельно. Например, быстро запомнить, во что одет человек, можно, если сначала отметить главные части его гардероба: брюки, рубашка, пиджак и туфли. А затем в каждой этой части выделить детали: темно-синие брюки чуть расклешены от колена, пиджак такого же цвета приталенный однобортный, в кармане пиджака синий платок в белый горошек, белая рубашка, на ногах черные оксфорды, требующие ремонта.

6. Упражнение «25» букв

Для его выполнения нужно несколько участников. Нужно нарисовать таблицу с 5-ю клеточками по горизонтали и 5-ю – по вертикали. В клеточки записываются 5 слов: олово, ветер, арена, мусор, омега (итого 25 букв). Ведущий дает участникам полминуты на запоминание, затем забирает таблицу. Участники должны составить как можно больше новых слов из букв, стоящих справа и слева друг от друга, сверху или снизу. Упражнение развивает не только зрительную память, но и быстрое мышление.

7. Методика Айвазовского

Известный маринист Иван Айвазовский имел прекрасную фотографическую память. Вздымающиеся волны на его картинах выглядят как живые, а не застывшие. А рисовал он их по памяти, которую тренировал, сидя на берегу моря и наблюдая, как оно «дышит». Он вглядывался в волны, закрывал глаза и сохранял эту «фотографию» в своей памяти, а в дальнейшем переносил запечатленный образ на холст.

Таким же образом можем тренировать зрительную память и мы. Всматриваемся в течение 3–5 минут в какой-то предмет, например в вазу с цветком, затем убираем ее и переносим запомнившееся изображение на бумагу. Проверяем себя, насколько точно нам это удалось.

8. Играем со спичками

Бросаем на стол в произвольном порядке несколько спичек – для начала хватит пяти. Смотрим несколько секунд, отворачиваемся и раскладываем в запомнившемся нам порядке новые 5 спичек на другой поверхности. Сравниваем.

Постепенно количество спичек увеличиваем, а время их рассматривания и запоминания порядка, в котором они расположились, уменьшаем.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, хорошая у вас память или нет.