Как превращать критиков в советчиков

4 совета, как превратить критиков в советчиков

«Честную критику выслушивать трудно, особенно от родных, знакомых, друзей и чужих» — когда-то шутливо заметил писатель Франклин Джонс. Критика не нравится никому. Даже если человек сознает, что критика справедлива, вслух признаться в этом ему не так просто. Обычно он тут же ополчается на критикующего, припоминая ему его грехи: «А ты сам-то чем лучше?!» или «Посмотри на себя — в своем глазу бревна не видишь, а в моем соломинку разглядел». Продолжать разговор бессмысленно, ссора неизбежна. И неудивительно: Дейл Карнеги сравнивал критику с почтовым голубем: подобно ему, она всегда возвращается обратно.

Виноваты в ссоре будут, скорее всего, оба. Первый — потому что неправильно критиковал, а второй — потому что неправильно реагировал. Один нападал, а второй оборонялся. Критика — это дело, требующее, чтобы к нему подходили с умом. И тогда в выигрыше останутся оба.

Что такое критика? Это обсуждение, анализ и оценка каких-то явлений. Критика бывает конструктивная и неконструктивная, разумная и неразумная. Неразумную критику называют критиканством. Как шутил кинокритик Кеннет Тайнен, «Критик — это человек, который знает, как проехать, но не знает, как водить автомобиль».

Критикан — человек, склонный к придиркам, его замечания необоснованны и обидны. В них явно проглядывает цель унизить, «поставить на место» другого человека, подчеркнуть его второстепенность. И эта цель замаскирована под благие намерения: «Я тебе указываю на твои ошибки, потому что хочу тебе добра». Критикан любит критиковать прилюдно, призывая окружающих в свидетели: «Я же говорил, что тебе нельзя ничего доверить!», «У тебя ничего не получится», «Эта цель нереальна» и т. п.

Правда, критиканы редко направляют свои стрелы на людей, уверенных в себе, от которых незамедлительно придет ответ. Объекты их нападок — люди ранимые и чувствительные, у которых после их придирок и замечаний опускаются руки, падает самооценка и пропадает мотивация.

Тем не менее, психологи считают, что правильно относиться к критике, даже конструктивной, цель которой — помочь, подсказать, научить, — умеют немногие. Большинство в ответ обижаются, оправдываются, молчат или платят тем же. А зря: из любой критики можно извлечь пользу, превратив критика в своего советчика.

1. Найти рациональное зерно

Руководитель одной крупной компании рассказывает, что на общих собраниях некоторые сотрудники из числа подчиненных часто подвергают сомнению, ищут недостатки или критикуют его предложения и идеи. Градус общения повышается, обстановка накаляется, угрожая перерасти в производственный конфликт, уводящий от решения проблемы.

Обычно критиков не любят, считают их людьми конфликтными и неудобными из-за того, что они будто бы сосредоточены на негативе. Порой их даже называют вредителями и даже убийцами планов и благих намерений. Однако наш руководитель подошел к критике иначе. Он понимал, что подчиненные переживают за успех компании не меньше, чем он сам, поэтому увидел в критике позитивную цель: акцентируя внимание на ошибках, критики помогают ему реализовывать его планы. Скольких неудач довелось бы избежать, если бы он в свое время не отмахнулся от критики, а отнесся к ней, как к совету!

Этот руководитель заметил, что сотрудники, выступающие с критикой, напоминают ему родителей, желающих уберечь детей от ошибок. А французский философ Пьер Буаст отозвался о роли критиков так: они «должны подражать хорошим пастушьим собакам, которые ведут, останавливают, укрощают, лая, но никого не кусают».

Правда, критика нужно уметь разговорить, «вытащить» из него суть критического замечания, расшифровать его. Не стоит обращать внимания на ироническую улыбку или раздраженный тон, которыми обычно сопровождается критика. Слишком болезненная реакция на критику демонстрирует слабость характера. Держим себя в руках.

Итак, в ответ на предложение руководителя компании подумать о способах увеличения продаж нового изделия критик скептически замечает, что ничего не получится, идея неосуществима. Не нужно пропускать его замечание мимо ушей как неконструктивное, ведь он наверняка руководствуется какими-то соображениями.

Самое правильное в этой ситуации спросить его: «Что ты хочешь этим сказать?», «В чем суть твоего возражения?», «Какова цель твоего замечания?». Предполагаемые ответы: «Вы слишком спешите со своей идеей, так как еще не решены важные технические вопросы» и т. п.

Разумеется, что от критики, имеющей рациональное зерно, намного больше пользы, чем от похвалы, под которой скрываются лесть и подхалимаж.

2. Перевести критику в позитивную плоскость

Критик наверняка превратится в советчика и сообщника, если в ответ на критическое замечание спросить его: «Как, по твоему мнению, можно решить эту задачу?», «Предложи свои варианты, как обойти возникшую проблему» и пр.

Если же на его комментарий заметить: «И почему же ты так считаешь?», он почувствует себя противником, который должен либо нападать, либо держать оборону. Глядишь, к нему присоединятся и другие поддерживающие его точку зрения сотрудники. И вместо конструктивного обсуждения вопроса начнется бессмысленное препирательство.

3. Завоевать доверие

Чтобы критики стали советчиками, руководитель должен завоевать их доверие, показать, что все они — игроки одной команды.

Тогда вместо того, чтобы становиться в позу и выражать недовольство, сотрудники-критики будут приходить с конструктивными предложениями.

4. Определить тип критика

Критика, который умен и которому есть что сказать, можно сделать своим советчиком. Однако в роли критика иногда выступает человек, цель которого — не совместная работа на результат, а перепалка. Возможно, он играет роль неформального лидера и таким образом показывает свою значимость, завоевывает авторитет, повышает самооценку. А может, пытается манипулировать, принижая идею, ставя ее под сомнение и заставляя от нее отказаться. Или же он — психологический вампир, и критика для него — своего рода развлечение, направленное на то, чтобы вывести оппонента из себя, заставить кричать и нервничать.

Не стоит идти на поводу у такого критика, или, скорее, критикана, и играть по его правилам. Он только и ждет этого. Не нужно обращаться к нему с вопросом вроде: «Ты можешь предложить лучшую идею?». Он подразумевает слишком простой ответ — «да» или «нет».

Вопрос «Чего ты добиваешься своим замечанием?» заставит его на несколько секунд задуматься, и в этот момент можно отвлечься от него и обратиться к остальным сотрудникам: «У кого есть предложения, как оптимально решить эту задачу?».

Подобного критика, не желающего становиться партнером, лучше «поставить в игнор» и не тратить на него душевные силы, подпитывая энергией. Ну и, конечно же, существуют административные меры, если критиканство переходит все границы.