10 советов, как научиться управлять людьми и добиваться желаемого

Если вы не умеете управлять людьми и обстоятельствами, они будут руководить вами. Управление - не обязательно манипуляции, это способность упорядочить отношения, рабочий процесс, направить события в нужное русло. Освойте азы управления, заключенные в 10 простых правилах.
Управлять или подчиняться?
Управлять или подчиняться?

Как известно, человек — существо социальное. Он не может жить без общества, а в обществе отношения складываются так, что одни управляют, а другие им подчиняются, одни координируют работу, а другие ее выполняют. Так сложилось с давних времен. Еще древнекитайский философ Конфуций писал, что люди делятся на тех, кто управляет, и тех, кем управляют.

Многие века люди накапливали управленческий опыт, и в конце 20 века были сформулированы основные принципы управления. Наука об управлении — менеджмент выделилась в самостоятельную область знаний, а управлять компаниями стали топ-менеджеры, которых акционеры или совет директоров наделили соответствующими полномочиями. От эффективности их работы зависит коммерческий успех, а то и судьба всей компании.

По мнению социологов, управлять людьми, а именно: влиять на их точку зрения, убеждать, переубеждать, поощрять, заставлять — хотели бы многие. Но эти многие видят лишь одну сторону медали — привлекательную. Им кажется, что, управляя, они возвысятся над людьми, будут не такими, как все, реализуют свои амбициозные планы. Но они заблуждаются, думая, что достаточно быть лишь волевым, решительным, амбициозным, и успех обеспечен. Как говорится в пословице: «Не каждый, кто сидит на коне, — всадник». Люди легко подчиняются одним, однако игнорируют других.

«Если вы не научитесь управлять подчиненными и обстоятельствами, то тогда они будут управлять вами», — пишет бизнес-тренер Александр Фридман в книге «Вы или вас: Профессиональная эксплуатация подчиненных». Впрочем, наукой управления желательно овладеть не только управленцам, а людям любого возраста, пола и социального статуса, которые хотели бы научиться влиять на людей и не дать им манипулировать собой.

1. Работаем над своим взглядом

Хотим стать влиятельным и авторитетным? Работаем над своим взглядом. Он должен быть прямой, открытый и твердый. Он может быть решительным, дружелюбным, властным, уверенным, пристальным, внимательным, но только не бегающим, хитрым, скользким, безучастным.

Глаза выражают, чем человек живет и дышит, его отношение к событиям, людям. По глазам мы определяем, как к нам относятся на самом деле, отличаем ложь от правды, в них читаем страх, сомнение, равнодушие, неуверенность или наоборот — видим одобрение, поддержку, симпатию.

Разговаривая с собеседником, уверенно смотрим ему в глаза. Мы же не будем доверять тому, кто упорно избегает встречаться с нами взглядом? Возможно, у этого человека всего лишь проблема с самооценкой, но складывается впечатление, что он неискренен, что-то скрывает, «держит камень за пазухой».

Может быть, друзья и коллеги не прислушиваются к нам потому, что мы «неправильно» смотрим?

2. Выдерживаем энергетическую паузу

Человек пытается нами манипулировать: в присутствии других людей он внезапно задает нам деликатный вопрос, на который мы не захотели отвечать ранее, когда были вдвоем. Здесь делается расчет на внезапность: по его замыслу, мы должны растеряться, занервничать и ответить.

Как поступить в таком случае? Выдержать энергетическую паузу: ведем себя так, словно вот-вот ответим, смотрим ему прямо в глаза и… молчим. Он весь в ожидании, а мы какое-то время держим паузу и заводим разговор на отвлеченную тему. Главное, вести себя естественно, не суетиться, не дергаться, и больше таких номеров с нами проделывать не будут.

Как говорила главная героиня романа Сомерсета Моэма Джулия Ламберт — мастерица управлять людьми, «Главное — это держать паузу, чем больше артист, тем больше у него пауза. … Не делай паузу без нужды, а уж если взяла ее — тяни сколько сможешь!».

3. Становимся менее настойчивыми

Некоторые люди бывают слишком настойчивы в своих просьбах, если не сказать навязчивы. Они уговаривают, льстят, убеждают, требуют. Им показывают на дверь, а они лезут в окно. «Прилип (пристал) как банный лист», — говорят о таких.

Совет: не вступать с ними в пререкания, ведь назойливым людям нужна зацепка, чтобы продолжать разговор. Им слово, а они в ответ десять, и мы сами не заметим, как дадим себя втянуть в базарную разборку, которая выльется в ссору.

Люди с мягким характером предпочитают избегать конфликтов, им проще согласиться и пойти на уступку. Не забываем: «Говоря «да» другим, возможно, мы говорим «нет» себе».

Ведем себя как активный слушатель — киваем головой, поощряем к дальнейшему разговору. В конце концов наш слишком настойчивый приятель прервет поток слов, чтобы оценить произведенное его речью впечатление. «Ну я же сказал «нет»!», — ответим ему твердо. Два-три таких вежливых отказа — и он найдет другой объект, более уступчивый и податливый.

4. Не объясняем свой отказ

Объяснить, почему «нет», можно лишь адекватным людям, понимающим все с первого раза. Люди другой категории воспримут такие объяснения как проявление слабости, оправдание, колебание и будут настаивать с большей силой.

«Никогда не отказывайся от того, что заставляет тебя улыбаться», — Хит Леджер.

5. Не вступаем в игру «кто кого пересмотрит»

Мы знаем, что с помощью взгляда можно манипулировать людьми и, наверно, к таким приемам прибегал каждый. Сделали свой взгляд ласковым — и получили желаемое; грозным — и вот нас обходят стороной. Хотим кого-то смутить — смотрим на него долгим пристальным взглядом.

Точно так же пытаются манипулировать и нами. Особенно удачно это получается у людей, выработавших у себя гипнотический, или магнетический, взгляд. Этот взгляд проникает в душу. Кажется, что нас видят насквозь. Под таким взглядом ощущаешь беспокойство, растерянность, становишься похожим на кролика, замершего перед удавом, что и требуется манипулятору. Мы ощущаем себя беззащитными, растерянными и готовы повиноваться.

Совет: не вступать в игру «кто кого пересмотрит». Бросить на манипулятора короткий взгляд, улыбнуться, дав понять, что его трюк разгадан, и смотреть на любой другой объект, только не в глаза. Кстати, не рекомендуют смотреть в глаза и навязчивым гадалкам, преградившим нам путь.

6. Избавляемся от раздражения

Нас окружают разные люди, и далеко не все из них нам нравятся. Как мириться с коллегами, начальниками, подчиненными, которые вызывают антипатию и раздражение? Бегать из компании в компанию в поисках идеального коллектива? Такового не существует. Проявить нетерпимость, враждовать, ссориться? Заслужим репутацию склочника, от которого все будут мечтать избавиться.

Пойдем на небольшую хитрость: включим воображение и представим неприятного сотрудника маленьким обиженным ребенком, которого нельзя не пожалеть. Наш недружелюбный взгляд сменится на сочувствующий и, кто знает, возможно, вскоре мы сами забудем о своей неприязни.

Совет от Маргарет Тэтчер: «Нужно хорошо изучить своего врага, тогда однажды можно превратить его в друга».

7. Не всегда доказываем свою правоту

Доказывая, что мы правы, мы разрешаем другим себя оценивать, показываем, что нам важны их одобрение и поддержка. Тем самым мы ставим себя в зависимость от чужого мнения. Если мнение какого-то человека не имеет для нас значения, не нужно ему ничего доказывать.

«Я старше — значит я всегда прав», — Дин Винчестер, из сериала «Сверхъестественное».

8. Обозначаем личные границы

Людьми управлять проще, когда четко обозначены личностные границы: «Стоп — дальше мое личное пространство, туда нельзя!». Это важно как в личной, так и деловой жизни.

Некоторые начальники стремятся быть с подчиненными на короткой ноге, быстро переходят на «ты» — фамильярничают. Очевидно, им кажется, что так они быстрее станут своими, завоюют авторитет. Однако их поведение воспринимается как заискивание. Найдутся сотрудники, которые не преминут «сесть на голову» и перестанут подчиняться.

Не нужно торопиться сокращать дистанцию и в личных отношениях. Чем медленнее это будет происходить, тем меньше разочарований придется испытать в дальнейшем.

9. Обращаемся к человеку по имени

В разговоре не забываем чаще обращаться к собеседнику по имени. По мнению Дейла Карнеги, это самый сладкий звук для каждого. Личность неразделима с именем, произнося его, мы словно говорим человеку — ты есть, ты существуешь. И это вызывает у него положительные эмоции, которые он подсознательно переносит на нас. (Речь не идет о частных случаях, когда человек не любит свое имя.)

— Фиби, какое у вас красивое имя!
— О! Ты еще не слышал номер моего телефона!..

10. Больше хвалим людей

Критиковать за промахи мы все умеем, а вот похвалить часто не считаем нужным — делаем вид, что так и должно быть. А ведь похвала и комплимент могут сотворить чудеса: они поднимают самооценку, наполняют человека позитивными эмоциями и энергией, и он готов свернуть горы (возможно, даже ради нас).

«Существует два рычага управления людьми: первый — это личная выгода, а второй — это деньги», — Наполеон Бонапарт.

Впрочем, это лишь малая часть приемов, как влиять на людей и управлять ими. Этот вопрос изучают и педагоги, и психологи, и социологи, на эту тему написано немало книг, например «Дар лидера. Как влиять на людей» Кена Бланшара. Искусству управления людьми обучают на многочисленных тренингах. И, конечно же, при желании им можно овладеть, ведь «Тот, кто напрягает свой ум, управляет людьми», писал последователь Конфуция Мэн-Цзы.

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Интересные статьи



За какую минимальную сумму (в долларах) вы бы продали душу?

  • {$ item.name $} {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}%
    {$ item.name $}

Комментарии ({$ added_comments.length + 0 $})

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Рассказать ВКонтакте
Поделиться в ОК