Как легко научиться разбираться в людях

Чем лучше вы разбираетесь в людях, тем меньше разочарований встретится на вашем пути. Очаровываясь, мы наделяем человека несвойственными ему качествами, и бываем удивлены неожиданными поступками и словами. Учитесь видеть людей в истинном свете.
Как научиться понимать людей
Как научиться понимать людей

Порой нам доводится слышать в свой адрес: «Я тебя хорошо знаю!». — «Как же так? — удивляемся мы. — Кто-то уверяет, что видит меня насквозь, а я и сам толком себя не знаю. Думал, что я смелый, а вчера струсил. Думал, что спокойный, а сегодня устроил истерику».

Как разобраться и в себе, и в людях

Вариант радикальный

Владимир Высоцкий в «Песне о друге» советовал поступать так:

«Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так,

Если сразу не разберешь

Плох он или хорош,

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его,

Пусть он в связке одной с тобой,

Там поймешь кто такой».

И если он «сразу раскис и вниз, шаг ступил на ледник и сник, оступился — и в крик, … ты его не брани — гони». «А когда ты упал со скал, он стонал, но держал, … значит, как на себя самого положись на него».

Хороший способ лучше узнать друзей, но уж слишком экстремальный. Такой же, как и «пойти вместе в разведку».

Вариант, требующий времени, но не гарантирующий результат

Согласно поговорке, чтобы хорошо узнать человека, нужно вместе «с ним съесть пуд соли», то есть не менее 16 килограммов. По расчетом физиологов, в среднем каждый человек за год съедает 5 кг соли. Значит, чтобы лучше узнать друг друга, им понадобится почти 2 года.

Вариант третий: полагаемся на первое впечатление

В народе говорят: «Первое впечатление самое верное», «Первая мысль от Бога, вторая — от дьявола». «Железная леди» Маргарет Тэтчер заметила: «Мне хватает 10 секунд, чтобы составить свое впечатление о человеке, и в дальнейшем оно очень редко меняется».

Однако далеко не все люди мыслят, как Тэтчер, и столь же наблюдательны, как она. Поэтому наравне с утверждением, что первое впечатление — самое правильное, существует и другое: «Первое впечатление обманчиво».

Вариант четвертый: народная мудрость

Спросил как-то юноша мудрого старца: «Как научиться разбираться в людях: кому доверять, а кого бояться?». — «Сначала отвечу тебе, кого опасаться, — сказал старик. — Больше всего опасайся самого кроткого, благочестивого и смиренного, того, кто льстит тебе, обнимает тебя и клянется в верности. Он первым тебя предаст». — «Кому же тогда доверять?», — удивленно спросил юноша. «Доверяй тому, кто говорит правду, какой бы она ни была. Он первый придет тебе на помощь», — ответил старик.

Вариант пятый: учимся у классиков

Немецкий психиатр Карл Леонгард разработал классификацию характеров, которые он описал в первой части монографии «Акцентуированные личности». Здесь и демонстративные личности, и возбудимые, и тревожные, педантические, и многие другие. Наиболее верные выводы о типе личности, писал Карл Леонгард, делаются на основе наблюдения и собеседования.

Во второй части монографии, которая называется «Личность в художественной литературе», он анализирует характеры героев произведений классиков мировой литературы: Достоевского, Оноре де Бальзака, Льва Толстого и др.

Свои советы, как разбираться в людях, дает и доктор психологических наук Аркадий Егидес в книге «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности».

«Зачем это нужно?», — спрашивает он. И сам отвечает: «Чтобы знать, чего от них ждать, чтобы правильно с ними взаимодействовать, а также на них влиять. Подробно описывая разные психотипы, автор дает нам возможность понять их, чтобы мы могли видеть в людях позитив, обезопасить себя от негатива и управлять ситуацией.

Один из примеров: если человек истероидного типа кричит, как он вас ненавидит, и уходит «навсегда», — знайте, он непременно вернется, как только вы проявите к нему повышенное внимание. Если же молча собирает свои вещи и уходит эпилептоид, — это действительно может быть навсегда.

Советы психологов

«Как разбираться в людях?» — этот вопрос обычно начинает волновать нас лишь после того, как мы сильно ошибемся в ком-то. Мы думали, что рядом с нами — человек надежный, а он в трудную минуту исчез. И наоборот — тот, на кого мы и не надеялись, предложил свою помощь. «Ведь наверняка есть какие-то сигналы и знаки, по которым можно распознать, что за человек перед нами», — думаем мы. Да, они есть, но мы их не замечаем и продолжаем наступать на те же грабли.

1. Язык тела и мимика

Прежде всего обращаем внимание на язык тела, жесты и мимику нашего собеседника. Подробно о том, как читать мысли окружающих по их жестам, рассказывает австралийский писатель Алан Пиз, известный еще как «мистер язык тела», в книге «Язык телодвижений». Из нее можно узнать, что означают сцепленные пальцы рук, скрещенные на груди руки, поглаживание подбородка, потирание век и многое другое. И если мы будем внимательным читателем, хорошим учеником и наблюдательным человеком, то легко сможем угадывать истинные намерения своего собеседника.

2. Далее — определяем темперамент

Кто перед нами? Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик? (Разумеется, люди с тем или иным темпераментом в чистом виде встречаются очень редко, обычно это смешанные типы с преобладанием какого-то одного.)

Наш друг — сангвиник? Он неорганизован, зато активен и жизнелюбив. Меланхолик? Не будем корить его за пессимизм и тянуть в шумные компании. Флегматик? Попросим его помочь разрешить конфликтную ситуацию, ведь флегматики — миротворцы. Холерик? Не удивительно, что он любит покомандовать.

Эмоционально устойчивые сангвиники неплохо уживаются с эмоционально неустойчивыми меланхоликами, а эмоционально устойчивые флегматики дополняют неустойчивых холериков.

Подробнее о типах темперамента можно прочитать в книге Светланы Небыковой «Типы темперамента. Отношения. Тайна двойников».

3. Полагаемся на интуицию

Ее называют чуйкой, шестым чувством, внутренним голосом, предчувствием. Мы говорим, что сердцем чуем опасность, кожей чувствуем неприятность. Иногда мы от этой чуйки отмахиваемся, но впоследствии чаще всего жалеем об этом.

Человек нас очаровал, и мы упорно не хотим замечать сигналов, подаваемых интуицией. Это могут быть беспокойство, тревога, ощущение бегающих по спине мурашек, дискомфорт. Что-то нас настораживает, но мы игнорируем внутренний голос. А зря, ведь он ошибается редко.

Правда, далеко не все обладают развитой интуицией. Но это легко исправить, прочитав «Развитие интуиции. Как принимать верные решения без сомнений и стресса» английского психолога Гая Клакстона.

4. Сбрасываем маски

«Мы так хорошо дружили, были не разлей вода, но вот поехали вместе на море и оказалось, что у нее отвратительный характер. Она мелочная, сварливая, вечно всем недовольна», — жалуется одна подруга на другую. — Я ее с трудом выдержала и больше не хочу видеть!». «Она просто невозможна!», — обижается вторая.

Что же случилось? Девушки вышли из зоны комфорта, оказались в нестандартной ситуации, и им пришлось отступить от привычных поведенческих шаблонов. По сути, они сбросили маски и показали себя настоящих, а именно: эгоистичных, нетерпимых, не умеющих строить отношения и выходить из конфликтных ситуаций без моральных потерь.

Еще пример. В небольшом рабочем коллективе у одной из сотрудниц пропал новенький смартфон. Она уверяла, что еще утром он был при ней, значит, его украл кто-то из коллег. Милая приветливая девушка на глазах превратилась в разъяренную фурию, у которой к каждому нашлись претензии. На другой день она извинилась, потому что злосчастный смартфон нашелся дома, она его просто забыла. Но, как говорится в анекдоте, «ложечки нашлись, а осадочек остался».

Если мы хотим лучше узнать человека, то чем неординарнее будет ситуация, в которой мы с ним окажемся, чем меньше он будет к ней подготовлен, тем больше шансов, что он раскроется, проявит свою внутреннюю сущность.

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Интересные статьи



На что вы готовы взять или брали кредит?

  • {$ item.name $} {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}%
    {$ item.name $}

Комментарии ({$ added_comments.length + 0 $})

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.