Как удержать внимание аудитории во время выступления и чего категорически не стоит говорить

Самые распространенные ошибки ораторов
Самые распространенные ошибки ораторов

Казалось бы, в выступлении на публике нет ничего сложного. Главное, найти тему, которая волнует собравшихся, и успех обеспечен. Но стоит нам самим оказаться в положении выступающего, как мы понимаем, что одного лишь знания предмета, о котором мы собрались говорить, недостаточно для того, чтобы сначала заинтересовать публику, а затем удержать ее внимание.

Оратор, который в совершенстве овладел искусством выступлений, способен влиять на умы людей, манипулировать их чувствами, добиваться от них нужных действий. Он может убедить людей в том, чему они не верили ранее, вселить надежду и даже изменить их жизнь.

Силу ораторского искусства прекрасно понимали и в древние времена ― тогда-то оно и зародилось (слово «оратор» происходит от латинского «oro» ― «говорю»).

Известнейшие ораторы Древней Греции и Древнего Рима ― Сократ, Платон, Демосфен, Цицерон, Аристотель хотя бы понаслышке знакомы многим. И сейчас красноречивого человека, умеющего убеждать, порой называют Цицероном. Сам Цицерон называл совершенным того оратора, который «сумеет потрясти народ».

Ораторов ― мастеров ораторского искусства одни почитали, другие боялись. Например, афинянину Демосфену нередко давали деньги только за то, чтобы он молчал, а Цицерону римский император Антоний повелел отрубить голову, поскольку опасался, что тот своими речами поднимет против него народ.

Демосфен стал великим оратором благодаря своей настойчивости и энергии. От природы он страдал косноязычием, имел тихий голос и короткое дыхание. Желая стать оратором, Диосфен каждый день один приходил на берег моря и под шум волн, напоминающий ему гул толпы, произносил речи. Он разговаривал с камешками во рту, поднимался в горы, читая при этом поэмы и таким образом тренируя дыхание, оттачивал перед зеркалом мимику.

Но уже в те далекие времена существовали школы ораторского искусства, где обучали риторике, красноречию, называя его «работницей убеждения».

Не меньшее значение отводится ораторскому мастерству и в наше время. Школы ораторского искусства предлагают всевозможные курсы, тренинги и методики, обучающие говорить красиво и убедительно. Существует и немало книг на эту тему: «Как выступать публично» Дейла Карнеги, «Учебник риторики» Хайнца Леммермана, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Лари Кинга и др. В большинстве из них рассказывается, как вести себя, выступая публично, чтобы влиять на людей. Хотя не менее важно знать, что нельзя делать и что не нужно говорить на публичных выступлениях, чтобы не потерять внимание слушателей.

О каких словах и фразах нужно забыть

1. «Буду говорить кратко», или «Скажу кратко»

Многие ораторы начинают свое выступление с этих слов. И действительно, люди приходят на лекцию или презентацию, чтобы получить максимум интересной и полезной информации за короткое время. К тому же каким бы ярким ни было выступление, через определенное время слушатели устают и их внимание рассеивается. Поэтому информативное, но краткое выступление в интересах и слушателей, и оратора.

Чтобы оно получилось таковым, оратор должен подготовиться заранее и точно знать, сколько времени займет его речь. Тогда вместо расплывчатого обещания «Буду говорить кратко» лучше сказать: «Мое выступление рассчитано на полчаса, но я закончу его на 5 минут раньше, чтобы у нас осталось время пообщаться (или выпить кофе)». Эта фраза звучит более конкретно, и настраивает слушателей на внимание.

К тому же практика показывает, что те, кто дает обещание говорить кратко, никогда его не выполняет и отличается многословием.

2. «Выключите, пожалуйста, свои телефоны»

Несомненно, оратору трудно держать внимание слушателей, если со всех сторон то и дело раздается телефонная мелодия, к тому же порой довольно резкая. А кто-то еще и пытается ответить на звонок, полагая, что говорит тихо. В то же время требование выключить телефоны (или планшеты) может сразу настроить слушателей против себя. Тем более, что сейчас их используют не только для звонков, но и для рабочих заметок.

Вместо этого можно просто поинтересоваться у аудитории, не забыл ли кто-то поставить телефон на режим без звука. А еще лучше – с первых слов заинтересовать слушателей настолько, что они сами забудут о своих гаджетах.

3. «Вернемся к этому вопросу позже»

Часто по ходу выступления у слушателей возникают вопросы, на которые они сразу же хотят получить ответ. Но ораторы нередко игнорируют их, обещая ответить позже. Практика показывает, что позже уже никто не возвращается к пройденному материалу: оратор чаще всего забывает о вопросе, а слушатели либо забывают, либо он утрачивает для них актуальность. И это несколько снижает качество выступления.

Поэтому на вопросы лучше отвечать тогда, когда их задают, тем более что такие паузы несколько оживляют лекцию или презентацию.

4. «Вам меня слышно?»

Ораторам, выступающим перед большой аудиторией и пользующимся микрофоном, присущи опасения, что люди их плохо слышат или не слышат вообще, поскольку микрофон неисправен. Эти опасения усиливаются, если их выступление не встречает ожидаемой реакции слушателей, и тогда они начинают время от времени интересоваться, хорошо ли их слышно.

Подобная ситуация лишает оратора уверенности в себе и рассеивает внимание слушателей, поэтому выступление получается скомканным.

Чтобы этого не случилось, качество звука в микрофоне стоит проверить заранее, тем более что есть люди, отвечающие за звуковое сопровождение мероприятия.

5. «Слишком яркий свет мешает вас видеть»

Так же как и микрофон, осветительные приборы нужно проверить перед началом мероприятия. Выставлять свет должны люди, профессионально занимающиеся освещением. В противном случае для нас может оказаться неприятным сюрпризом свет, слепящий глаза, и мы будем озабочены тем, как побыстрее закончить выступление, оправдываясь перед слушателями, что слишком яркий свет мешает их видеть.

6. «Мне только вчера сказали, что я должен выступить»

Фразы вроде «Меня не предупредили, что я буду выступать», «Организаторы мне только вчера позвонили, что запланировано мое выступление», «Мне пришлось преодолеть тысячу километров, чтобы выступить перед вами, поэтому у меня уставший вид» и тому подобные произносят многие ораторы. Очевидно, таким образом они страхуют себя, рассчитывая на снисходительность публики, если выступление пройдет не на должном уровне.

Однако если мы действительно не в форме, плохо себя чувствуем или не подготовлены, то лучше отказаться от участия в мероприятии. Ведь в конечном итоге люди заплатили деньги либо пожертвовали личным временем, чтобы нас послушать, и им совсем не интересно знать причину, по которой мы не оправдали их ожиданий.

7. «Видно ли вам, что там написано?»

Используя слайды (и таблицы), не стоит стремиться уместить на одном (или одной из них) как можно больше информации. Слишком мелкий текст, диаграммы или рисунки смогут разглядеть лишь немногие, а мы сами будем весьма расстроены, когда это поймем. То и дело переспрашивая слушателей, могут ли они прочитать текст на слайдах, мы мешаем им сосредоточиться на теме выступления.

8. «Я прочитаю вам, что здесь написано»

Еще одна причина, по которой слайд не должен содержать много текста, ― люди стараются его прочитать весь и перестают слушать выступающего. Не стоит читать текст из слайда вслух и оратору. Выступление будет более понятным, если текст на слайде будет содержать не более четырех слов.

Если же необходимо разместить, к примеру, цитату, состоящую из большего количества слов, то нужно не начинать говорить до тех пор, пока все ее не прочитают. Это должно занять не более шести – восьми секунд.

9. «Можете не записывать, потому что позже получите презентацию онлайн»

Слушатели вольны делать все, что им удобно для того, чтобы лучше усвоить материал: многие легче запоминают услышанное, если делают для себя заметки. По сути, это и есть цель оратора ― заинтересовать и удержать внимание слушателей, а полученная позже презентация лишь закрепит тему.

10. Слова сорняки или же слова-паразиты

Нам кажется, что мы говорим красиво и правильно. Но, послушав себя со стороны, с удивлением замечаем в своей речи всякие «э-э-э», «вот» и «ну». К сожалению, эти слова, называемые паразитами, не чужды и некоторым ораторам. Никакой смысловой нагрузки они не несут, и лишь затрудняют восприятие. В конце концов такой оратор начинает раздражать, а сказанное им не вызывает доверия.

Поэтому перед выступлением не помешает записать и прослушать свою речь с тем, чтобы увидеть, насколько она засорена словами-паразитами.

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Интересные статьи



Много ли стресса вы испытываете на работе?

  • {$ item.name $} {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}%
    {$ item.name $}

Комментарии ({$ added_comments.length + 0 $})

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.