Бизнес по производству корпоративных фильмов и видеосъемке

Бизнес по производству корпоративных фильмов и видеосъемке

Юбилеи, конференции и семинары, открытия новых магазинов, новогодние праздники… Кто-то хочет запечатлеть эти события с помощью звука и изображения, а кто-то за определенную сумму может это сделать.

Все участники рынка корпоративной видео продукции считают, что 2010 год будет весьма активным — тысячи российских компаний, которые были основаны в начале нового тысячелетия, будут отмечать свой юбилей.

А как здесь без корпоративной съемки? Несмотря на то, что рынок корпоративного видео довольно молод, он уже четко поделен на сегменты:

  • Презентационное видео;
  • Учебное видео;
  • Репортажное видео.

По оценкам экспертов, сейчас один из самых востребованных жанров – презентационное видео. Этому есть несколько причин. Первая – структура такого рода фильмов уже хорошо известна как заказчикам, так и исполнителям.

Она состоит из заставки, которую сейчас модно делать с помощью компьютерной графики, вступительного слова руководства, кадрового текста о деятельности предприятия, и пафосного окончания, в котором повествуют о будущих успехах компании. В течение всего фильма появляются коротенькие заставки – «брейк-бамперы», и логотип компании, что несколько оживляет фильм.

Однако в любом регионе есть свои особенности, влияющие на структуру корпоративного видео. К примеру, в Сочи основные клиенты – многочисленные санатории и дома отдыха. — И они в большинстве своем заказывают короткое видео, на 15-20 минут. Но требования к ролику очень жесткие – ведь их предстоит демонстрировать на отечественных и международных выставках — комментирует Игорь Козлов, арт-директор студии «СаКо-фильм»

Учебное кино – несколько менее прибыльный вариант коммерческого видео по вполне понятным причинам. Первоначальные вложения. Довольно существенных затрат требует организация студии и оборудование — цифровая профессиональная видеокамера, штатив, осветительное оборудование. А также комплект для монтажа – компьютер и необходимое программное обеспечение.

— Бытовой камерой – мыльницей качественное видео не отснять – утверждает руководитель студии «ИП Кошелев» Дмитрий Кошелев. Оборудование должно быть на уровне, и ниже этой планки опускаться нельзя.

Профессиональная камера стоит минимум 3000-4500 тысячи долларов. Минимальный комплект для монтажа – компьютер и софт обойдется в – 2.5-3000 долларов. Итого – от 7 000 до 12 000 долларов – вполне посильные инвестиции.

Кроме того, в первое время можно брать аппаратуру напрокат. Фирм, предлагающих подобные услуги достаточно, и цены вполне умеренные — 100-150 долларов за смену. Наличие офиса – обязательная составляющая любого бизнеса.

И хотя много современных профессионалов корпоративной видеосъемки начинали свою деятельность в обычных квартирах, рано или поздно придется подумать о приличном офисе. Крайне желательно арендовать помещение под офис в центре города. Помещение должно быть не менее 20 квадратных метров – чтобы разместить всю аппаратуру, и куда не стыдно было бы пригласить заказчика – советует Дмитрий Кошелев.

Естественно, в столице гораздо проще найти хорошего заказчика, и возможностей для работы там больше. Однако и цены для офисов класса «В» составляют порядка 560 долларов за квадратный метр в год. Итого, за помещение в 20 кв. м придется платить 930 долларов в месяц.

К примеру — во Владимире аренда помещения такой же площади обойдется почти в три раза дешевле. Но есть и хорошие новости. Плюс в этом виде предпринимательской деятельности в том, что для нее не требуется больших помещений.

По совету профессионалов, важно только, чтобы комната записи и сведения звука была отделена от монтажного помещения. Идеальный вариант – три-четыре изолированных помещения. Но на первых порах вполне можно ограничиться двумя. Другой вопрос – звукоизоляция помещения, оргтехника, мебель. На это все потребуется еще полторы тысячи как минимум.

Но даже самое профессиональное оборудование и студия, обставленная по последнему слову техники не помогут добиться успеха, если нет квалифицированного персонала.

Для небольшой студии иногда бывает достаточно одного продюсера, который ищет заказы, специалистов, занимается организацией работы. Но все-таки желательно, чтобы в штате студии наличествовали инженерно-технический персонал, оператор, директор и режиссер.

Сама структура корпоративного фильма несложная, и вам не понадобится в качестве режиссера Никита Михалков или Андрей Кончаловский. Смена работы профессионального оператора в Москве стоит около 300 долларов, а в регионах может быть раза в три меньше. Специалист, который обработает предоставленную клиентом информацию и напишет сценарий, может запросить от 500 до несколько тысяч долларов.

Комплект компьютерного оформления может обойтись в зависимости от объема и сложности от тысячи долларов. Звуковое оформление фильма может «потянуть» приблизительно долларов на 500 минимум. Итого, себестоимость качественного корпоративного видео равна (приблизительно) 2 000-2 500 долларов.

Времени на изготовление видео с момента утверждения сценария уходит около трех недель. Ну, а, сколько денег готов будет заплатить клиент, напрямую зависит от вашего умения и таланта продать свою работу.

Отдельно следует упомянуть такую статью расходов, как отчисления за использование авторской продукции – песен и саундтреков. И хотя на соблюдение закона об авторском праве в России часто закрывают глаза, платить все же придется. Большие и известные студии решают этот вопрос просто и эффективно – сами пишут музыку к своим фильмам. Цены на их продукцию, естественно, соответствующие.

Что касается компьютерной графики, то она, в силу своей дороговизны, может «съесть» до 15% всего бюджета фильма. Заказчикам очень нравится графика, и иногда они говорят — «Хочу, чтобы фильм наполовину был сделан на компьютере».

При этом они даже примерно не представляют стоимость своей прихоти. Оригинальная компьютерная графика оценивается посекундно – до 100 долларов за секунду – говорит Ольга Саакян, сотрудник студии «СаКо-фильм».

Множество подобных нюансов сильно влияют на стоимость готового видео, поэтому практически невозможно говорить о «средней стоимости» такого рода продукции.

Какие шаги надо предпринимать для первоначальной раскрутки своей студии? По мнению профессионалов, самое главное – это личные контакты, беседы, и рекомендации. Реклама в своем обычном виде тут практически бесполезна. Очень хороший ход для продвижения своих услуг – создание веб-сайта.

Подобная реклама во Всемирной Паутине обладает огромными возможностями для продвижения практически любого бизнеса. Затраты же по сравнению с традиционными видами рекламы просто мизерны – создание сайта, хостинг и адаптация под поисковые системы обойдутся от 50 до 3 000 долларов. И это будет не разовая реклама на радио или телевидении, которую завтра никто и не вспомнит — это будет постоянно работающий на вас ресурс.

Несмотря на то, что данная ниша бизнеса представляет собой «непаханое поле», конкуренция в этом сегменте все же чувствуется. Со слов Дмитрия Кошелева: Самые серьезные конкуренты – это, естественно, телекомпании. Они способны предоставить любому клиенту самый полный и качественный пакет услуг.

Ну, а самые несерьезные, но, тем не менее, очень противные – это мелкие частники. Такие приобретают цифровую «мыльницу», осваивают простенькую монтажную программу, и предлагают свои услуги за копейки.

Итак, подведем итог всему вышесказанному:

  1. Трудности. Главная проблема — занять свою нишу, чтобы вам не мешали ни крупные игроки – телекомпании, рекламные агентства, а также множество мелких частников.
  2. Рентабельность. От 50% до 200% — это напрямую зависит от качества работы и умения продавать свой товар.
  3. Форма собственности – ЗАО, ООО.
  4. Налоги – льгот на этот вид деятельности нет.
  5. Сертификаты и лицензии – не требуются.
  6. Срок окупаемости – от одного до двух лет – в зависимости от количества выполненных заказов.
  7. Персонал.

Минимальный штат – специалист по графике, оператор, режиссер.

© Лебедев Олег, BBF.RU