Международные пассажирские автоперевозки как бизнес

Международные пассажирские автоперевозки как бизнес

Рынок дальних пассажирских перевозок смог набрать весьма серьезный оборот. По данным последних исследований услугами автобусных линий, соединяющих Россию с близким зарубежьем, каждый год пользуются 12 миллионов человек.

Данный вид пассажироперевозок настолько популярен, что даже почти полное отсутствие придорожной инфраструктуры не отпугивает клиентов. Вообще странно, что данный вид бизнеса не заинтересовал серьезных предпринимателей.

Во времена Советского Союза попасть в любую точку европейской части страны можно было только со Щелковского автовокзала. Пассажирские перевозки за пределы страны осуществлялись только в сторону Болгарии.

Но с началом 90-х все кардинально изменилось. В связи с политическими изменениями много людей начали активно перемещаться по стране в поисках работы и лучшего места жительства. Активно стала развиваться челночная торговля. А потому спрос на пассажирские перевозки значительно возрос, что позволило создавать вполне жизнеспособный и прибыльный бизнес.

На сегодня в стране зарегистрировано около двухсот предприятий, специализирующихся на международных автоперевозках, которые предоставляют возможность путешествовать в 19 стран ближнего и дальнего зарубежья по 450 маршрутам. Одна Москва соединена автобусными линиями с 14 странами 72 маршрутами. А это больше пятидесяти тысяч рейсов и около полутора миллиона пассажиров в год. В целом годовой оборот рынка автобусных перевозок составляет порядка 300-400 миллионов рублей.

Самым популярным маршрутом последних лет стала Германия. Туда едет много переселенцев и желающих найти работу. Также ее используют как транзитное место ведь из Берлина или Ганновера можно за небольшие деньги попасть в любую точку Евросоюза.

В Москве услуги международных перевозок предоставляют порядка десяти компаний. Самые популярные из них – это «Интеркарс», «Евролайн», «Виадук», «Русские автобусные линии», «Рутц» и «Солнечный экспресс».

В связи с выходом в прошлом году постановления правительства Москвы «Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы» было сокращено количество пунктов отправления автобусов дальнего следования до восьми, которые были распределены между самыми известными компаниями.

Такое кардинальное решение было принято для того, чтобы улучшить движение транспорта в городе, так как большие автобусы создают заторы на дорогах, и сервис на автобусных стоянках, так как зачастую стихийные точки вообще не оборудованы должным образом, что может представлять опасность для пассажиров.

Руководство официально разрешенных пунктов отправления дальнобойных автобусов уверяет, что на их станциях будет обеспечен достаточный уровень безопасности. Так каждый автомобиль перед выездом будет проходить технический контроль на пригодность к перевозкам пассажиров, у водителей будут проверять уровень алкоголя в крови и давление.

Каждый шофер будет иметь возможность отдохнуть перед выездом в оборудованных помещениях. Хотя предоставляться эти услуги будут не бесплатно. Так, для сравнения, Щелковский вокзал за предоставление своих услуг берет с каждого проданного билета 15% от выручки, «Русские автобусные линии» целых 20%. Поэтому мелкие перевозчики, которые вынуждены экономить на всем, принимают решение работать самостоятельно.

Да и с самими перевозчиками не все так просто. Состояние автопарка далеко не в идеальном состоянии. В связи с высокими ценами на отечественные автобусы «Скания-Питер», а это около 200 тысяч евро, более выгодной будет покупка подержанных авто с европейского рынка.

Даже с учетом уплаты пошлины пятилетний автобус с маленьким пробегом будет стоить около 70-80 тысяч евро. Такую сумму реально отбить за три-четыре года. Цены на двух-трех летные автобусы уже будут в районе 170 тысяч евро. Стоящее предложение для российских перевозчиков может дать китайский производитель.

Так в 2005 году было налажено поставку автобусов марки Yutong и Golden Dragon по цене 100-1500 тысяч долларов, что по сравнению с другими предложениями не так уж и дорого. В связи со сложившимися условиями на сегодняшний день большая часть парка машин, которые осуществляют перевозки внутри страны, находится в плачевном состоянии.

Единственным исключением являются автобусы, которые осуществляют рейсы в Европу. Жесткие европейские законы вынуждают перевозчиков содержать автопарк в порядке, иначе возможны штрафы вплоть до 12 тысяч евро. Так же полем для совершенствования на российском рынке пассажироперевозок есть придорожный сервис, который на данный момент отсутствует полностью. Не редким есть явление, когда в автобусах отсутствует или не работает туалет.

А инфраструктура придорожных остановок осталась как пережиток 90-х. Заправочные станции или стоянки дальнобойщиков с киосками и палатками типа «У Володи» с незатейливой снедью и ужасными туалетами за 10 рублей. В той же Турции дела обстоят значительно лучше.

Среди пустынных дорог возведены большие сооружения из стекла и бетона, которые предназначаются исключительно для путешественников. Здесь есть и магазины, и гостиницы, и бесплатные чистые туалеты, и нет риска угодить под колеса грузовика. Такие места дальнобойщики обходят стороной.

В прошлом году Министерство транспорта России приняло решение о развитии транспортного комплекса страны. Этот документ был одобрен Государственной Думой, но в нем отсутствует такой перспективный сегмент как дальнее автобусное сообщение.

Так что на сегодняшний день Россия не может похвастаться ни одним придорожным терминалом европейского уровня. Конечно, не трудно понять, что этот сегмент будет в скором времени развиваться в связи с возможностью получения солидных прибылей через достаточную загруженность транспортных потоков.

В развитие придорожной инфраструктуры планируют вкладывать средства и сами перевозчики. На данный момент известно, что «Русские автобусные линии» планируют развивать смоленское направление.

© Сергей, BBF.RU