Как открыть вендинговый бизнес

Как открыть вендинговый бизнес

Вендинг (от английского «vending») – продажа товаров или услуг без продавца через специальное оборудование – торговые автоматы. Вендинг является оптимальным видом бизнеса для тех, кто желает минимизировать риски и обладает сравнительно небольшим начальным капиталом. Для России вендинг считается относительно новым направлением.

Первый торговый автомат был запатентован еще в 1886 году в США, с его помощью можно было приобрести жевательную резинку. Известно и более раннее использование вендинга: более чем за 200 лет до н.э. в храмах Древнего Египта можно было приобрести воду из автомата, опустив в прорезь монету, а в Китае с 1076 года через автоматы продавались карандаши.

Развитию вендинга способствовало появление фасованных товаров. Лидерами автоматизированной торговли стали США, в Филадельфии в 1902 г. даже открылся магазин с соответствующим названием – «Автомат». Затем, в 20-е годы, с помощью автоматов можно было купить сигареты, а в 30-е – напитки.

За последние сто лет вендинг широко распространился по всему миру. Ежегодно расширяется ассортимент продаваемых таким способом товаров. К вендингу можно отнести продажу услуг через терминалы оплаты, фотоавтоматы, автоматические копиры, часто совмещенные с принтерами для распечатки различных документов.

Современный торговый автомат – это сложное устройство с электронными схемами и механическими узлами, обеспечивающими его работу. Каждый автомат снабжается купюроприемником, монетоприемником, а, в некоторых случаях, системами безналичной оплаты для приема электронных карт, что очень удобно для покупателей.

В нашей стране автоматы появились в 1980 г., с их помощью продавалась газированная вода. В настоящее время российский вендинг представлен в основном торговлей горячими напитками (кофейные автоматы). Торговля другими видами товаров пока распространена очень мало, в то время, как за рубежом с помощью автоматов продаются книги, лекарства, цифровая техника, одежда, обувь и даже свежие овощи и живые цветы.

В Западной Европе автоматы размещаются комплексно: снековые, бутербродные, баночные и горячих напитков. В Германии широко используются автоматизированные магазины, в выходные дни обычные продовольственные магазины там практически не работают.

В среднем по Европе один автомат приходится на 100 человек, в США — на 37, в Японии – на 25, а вот в России один автомат обслуживает 5 600 человек. Как видно, перспективы роста у этого вида бизнеса огромны, и составляют, согласно расчетам, 1 000%, в год показатель роста составляет около 25%. Из всей массы аппаратов около 70% составляют кофейные автоматы, 20% — снековая продукция, и 10% — остальная штучная продукция.

Как вид торговой деятельности, вендинг имеет свои особенности. К основным преимуществам этого бизнеса относятся:

  • высокая мобильность перемещения;
  • малая требуемая площадь;
  • малые эксплуатационные издержки;
  • отсутствие затрат на оплату труда продавцов;
  • отсутствие рекламных расходов;
  • работа в непрерывном круглосуточном режиме;
  • максимальное снижение убытков от воровства;
  • гигиеничность продаж и хранения товаров;
  • функциональность системы расчетов (деньги, жетоны, карточки).

К недостаткам вендингового бизнеса относится уязвимость со стороны вандалов и мошенников. Вендинг очень подходит в качестве бизнеса для индивидуальных предпринимателей, так как, кроме небольшой стартовой стоимости, обладает относительной простотой ведения дел и довольно быстрой окупаемостью.

Перспективными для вендингового бизнеса считаются районы с высокой долей офисных центров и перспективных предприятий, то есть те, где люди имеют большую загруженность работой и недостаток времени. Хороший доход приносят места с большим скоплением посетителей и длительным временем ожидания, места с высокой проходимостью. Очень привлекательны для такого бизнеса торгово-развлекательные, детские спортивные центры и подобные заведения, где хорошо идет продажа сладостей, снеков и напитков.

Что касается учебных заведений, то, несмотря на обширную аудиторию, здесь велик риск вандализма. Вообще, вандализм является в нашей стране проблемой для этого вида бизнеса, поэтому многие предприниматели не рискуют использовать открытые места с высокой проходимостью, но, тем не менее, некоторые вендинговые сети готовы к выходу на улицу. Аппарат, конечно, желательно застраховать.

Сейчас среди многих компаний наблюдается тенденция устанавливать в своих офисах бесплатные для сотрудников и клиентов кофейные автоматы, тем самым повышая имидж организации. Это является очень выгодным размещением бизнеса для вендеров, так как обеспечивает стабильный доход.

Поскольку автомат работает самостоятельно, организовать торговую точку можно практически в любом удобном для бизнеса месте, главное – соблюдать правила установки. Лучшим вариантом будет сначала определиться с местом, выяснить, какой ассортимент товаров будет пользоваться спросом, и лишь затем покупать оборудование. В этом случае аппарат не будет простаивать.

Для начала, чтобы наработать необходимый опыт, можно приобрести пару автоматов. Затем, после того, как станет ясно, в каком направлении развиваться, можно расширить бизнес.

Если на протяжении линии движения людей (лестничные пролеты, длинные коридоры и т. д.) установить в нескольких местах торговые автоматы, то будет работать принцип: заметил, но не купил; еще увидел – задумался; снова увидел – купил. Автоматы необходимо будет обслуживать: инкассация, загрузка продукции, техсервис.

Как отрабатывает автомат, можно судить не ранее, чем через месяц после его установки, поскольку в первые недели на выручку будет влиять интерес потребителей к новому предмету, и лишь затем можно судить о реальном положении вещей и анализировать, оставить автомат в этом месте или нет.

Нужно учитывать множество факторов: амортизацию оборудования, ингредиенты, расходы на бензин и т. д., расходы в сумме должны быть не больше 10-20% от выручки. Иногда приходится сменить несколько мест расположения автомата, чтобы добиться хороших показателей прибыли.

Устанавливаемое оборудование должно быть надежным. Если покупатели будут иметь проблемы, такие, как отказ от приема купюр, неверное определение номинала, сбои в выдаче продукции, плохое качество товара – они просто не будут пользоваться вашим автоматом, а некоторые из них в проявлении агрессии могут испортить автомат.

За день работы автомат может принести прибыль от 500 рублей. Срок окупаемости в этом виде бизнеса, кроме удачного размещения, зависит от количества автоматов. При хорошем положении дел один аппарат можно окупить за год. Для пяти аппаратов срок окупаемости составит примерно 2 года, десяти – около 3 лет.

© Сергей Чашенков, BBF.RU