Швейная компания по производству фирменной университетской одежды

Выпускнице американского университета Рэйчел Уикс открыла бизнес по пошиву фирменной одежды для студентов. Оборот ее компании исчисляется миллионами долларов. Что сподвигло подающую надежды специалистку в области изучения условий женского труда на создание швейного производства.
Бизнес по пошиву университетской одежды
Бизнес по пошиву университетской одежды

Год назад вчерашняя студентка Рэйчел Уикс рискнула всем: она перенесла свой бизнес по пошиву фирменной университетской одежды из Шри-Ланки в США. Теперь ее компания School House пытается возродить ценность бренда «Сделано в США». Впрочем, социальная миссия для Уикс на втором плане. На первом – нужды бизнеса.

После возвращения на родину предпринимательнице удалось сократить издержки, наладить более эффективную и надежную схему производства и расширить сеть продаж до федерального уровня. В результате оборот компании, по прогнозам, должен вырасти в 2012-м на 70% – до 1,3 млн долларов.

Женская наука

Выпускнице Университета Дюка, одного из сильнейших в США, студенческая скамья явно пошла на пользу. Окончив бакалавриат по специальности «Женские социальные науки» (сплав социологии, психологии и истории с уклоном в феминизм), в сентябре 2007 года Рэйчел Уикс отправилась на Шри-Ланку. Деньгами ее обеспечил грант по программе поддержки одаренных студентов Fullbright.

В Азии она должна была продолжить исследовательскую работу – изучала на месте условия женского труда на потогонных фабриках. Но была и вторая цель: на старших курсах Рэйчел все чаще задумывалась о том, что хотела бы основать собственную швейную компанию. На фабриках, где отшивали свои коллекции Victoria’s Secret и Ralph Lauren, девушка провела год.

«Когда я окончила учебу, то не имела ни малейшего представления о том, как делать бизнес, – признается Уикс, ныне исполнительный директор School House. – К тому же, выходя из стен сильного университета, ты вроде как должен следовать по проторенной дорожке и получить отличную, высокооплачиваемую работу. Боязнь не справиться, опозориться очень велика.

К счастью, мой друг из Гарварда дал мне совет. Он сказал, что ни один будущий работодатель не станет винить меня за то, что я попыталась открыть свою компанию, даже если бизнес в итоге не выгорел. То есть он фактически выдал мне разрешение сплоховать – и я осмелела».

Рэйчел вынашивала бизнес идею еще год – а заодно, вернувшись на время в Штаты, тщательно изучала рынок. В том, каким должен быть будущий бренд, она опиралась на личные ощущения, сформировавшиеся со студенческих лет: «Точно так же, как и тысячи других студентов, я хотела выразить свою причастность к университету и носить одежду с его символикой. Но при этом я всегда интересовалась модой.

Мне казалось, что на рынке не хватает более стильных, ярких, ориентированных на личность продуктов. Магазины, в которых продается университетский мерчендайзинг, эксплуатируют только две темы – спорт и маскулинность.

Смешно сказать: я как-то зашла на сайт студенческого магазина, и одежда там была разбита на категории «Футболки», «Свитера», «Штаны» и «Женское». Рынок целиком ориентировался на мужчину-покупателя. Но в фэшн-индустрии все наоборот!»

На Шри-Ланке все части пазла сложились: Рэйчел Уикс решила занять свободную нишу на стыке социально ответственного производства и модного дизайна. Этический аспект бизнеса принесет покупателей, неравнодушных к судьбе стран третьего мира. Дизайнерский – студентов и, что важнее, студенток, интересующихся не только успехами университетской спортивной команды.

Опыты на людях

Верно выбранная ниша сулила Рэйчел впечатляющую прибыль. По оценкам IMG, крупнейшей в США компании, занимающейся продажей спортинвентаря и товаров с логотипами университетов, объем рынка университетского мерчендайзинга в стране составляет $4,3 млрд. Эта цифра растет каждый год – вместе с интересом американской молодежи к высшему образованию, количеством студентов и популяризацией спортивных игр по телевидению.

Типичный американский студент носит футболку, кепку и шорты (либо спортивные штаны) с логотипом своего колледжа – даже после его окончания. В холодное время года сюда прибавляются толстовка, свитер, куртка. Средние расходы за один учебный год только на фирменную университетскую одежду приближаются к 250 долларам.

При этом лидерами рынка являются крупные корпорации вроде Nike и Champion: они заключают напрямую с университетами договоры на поставку лицензированной одежды в магазины при кампусах.

Запуск компании School House состоялся в апреле 2009 года в полном соответствии с присказкой

«Не было бы счастья, да несчастье помогло». За два года до этого некий судебный чиновник в Нью-Йорке сбил Рэйчел машиной, а затем, чтобы замять дорожное происшествие, заплатил ей компенсацию. Двадцать тысяч долларов «отступных» и стали первоначальным вложением, еще часть необходимой суммы инвестировали бизнес-ангелы.

Рэйчел удалось организовать производство в Коломбо на одной из фабрик, где уже отшивали университетскую одежду других брендов. Первую коллекцию придумал бруклинский дизайнер Колин Маккен, прежде работавший с Келвином Кляйном.

Вооружившись знаниями по экономике и исследованиями в области социальных наук, Рэйчел Уикс провела эксперимент: она ввела трудовую премию в два доллара за каждый предмет одежды, который компания купит у фабрики. И убила двух зайцев сразу – снизила процент брака и дефектов и улучшила благосостояние работниц. Средняя заработная плата благодаря премиям выросла почти втрое, с 60 до 170 долларов в месяц.

Этой суммы рядовой сотруднице хватало, чтобы оплатить питание, жилье и медицинские услуги всей семьи. Премии вылились в дополнительные полтора–три доллара к стоимости одежды. Уикс создала прецедент: по примеру School House несколько швейных компаний подняли зарплаты на фабриках в Шри-Ланке до прожиточного минимума. Остальные, правда, обвиняли ее в «дестабилизации местной экономики».

Рэйчел начала с создания большой коллекции для родного университета. Альма-матер с воодушевлением отреагировала на образцы и разместила первый заказ. Университет Дюка был только началом: вскоре к нему присоединились Университет Северной Каролины, Йель и Гарвард. Сделка с книжным ритейлером номер один в США Barnes & Noble позволила предпринимательнице продавать свою продукцию в 42 учебных заведениях страны.

Продавать университетскую атрибутику в книжных лавках в Америке – обычное дело. К 2011 году число магазинов с одеждой School House перевалило за сотню; один из них находился в Канаде. Но Уикс хотела большего: в ее мечтах оборот School House составлял никак не меньше ста миллионов долларов в год.

Возвращение блудного бизнеса

Однако сил не хватало даже на первый миллион. Наступил момент, когда Рэйчел Уикс, отчаявшись переписать законы рынка на свой лад, попыталась сделать очередную коллекцию более мужественной и спортивной. Это сработало – к тому же качество тканей и пошивочных лекал выгодно отличало School House от конкурентов. Правда, теперь девушка столкнулась с проблемами поставок: фабрики на Шри-Ланке постоянно срывали сроки производства.

«Мы сами отпилили сук, на котором сидели, – анализирует она. – Из‑за высоких ставок фабрика стала нанимать опытных техников, ее эффективность резко выросла. К ней потянулись другие покупатели, способные заказывать гораздо большие объемы. Наша School House на их фоне стала выглядеть чистым бутиком».

Посоветовавшись со своими подчиненными, которых к этому времени было уже пятеро, весной 2011 года Уикс решила завершить кругосветное путешествие своей компании возвращением в родную Северную Каролину.

Полный разворот Рэйчел объясняет так: «Мы два года строили социально ответственное производство на Шри-Ланке, но в одночасье решили, что хотим попробовать сделать то же самое в своей стране. Вы знаете, что 98% одежды, которая продается в США, производят за границей? Я насмотрелась в своем штате на безработицу и бедность и хочу как-то бороться с этими бедами».

Штаб-квартира School House теперь расположена в городе Дареме, прямо под боком у Университета Дюка. Компания создала 350 рабочих мест на пяти текстильных и швейных фабриках штата, работавших на грани банкротства.

Ей удалось свести транспортные издержки к минимуму: три четверти ассортимента теперь отшивается в радиусе десяти миль от Дарема. За прошедший с момента переезда год Рейчел Уикс расширила линию одежды с 12 до 22 наименований и повысила цены – параллельно совершенствуя качество и все быстрее расширяя рынок сбыта.

Минувшим летом она подписала соглашение с крупнейшим ритейлером США, которое, по ее мнению, «может перевернуть рынок» (детали пока не раскрываются). В успехе School House можно не сомневаться: база лояльных покупателей у бренда настолько велика, что рост цен на спросе не отразился.

В этом году компания 27-летней предпринимательницы, недавно вошедшей в список самых перспективных молодых стартаперов Америки по версии журнала Inc, наконец заработает свой первый миллион. Рэйчел Уикс ожидает роста выручки по итогам 2012 года с $750 тыс. до 1,3 млн.

Ведение производственного бизнеса в родной стране ставит жирный плюс на имидже компании в глазах деловых партнеров, считает глава School House. А иногда даже становится решающим аргументом в пользу сделки. При этом именно сейчас наступает лучшее время для американцев, чтобы возвращать предприятия в страну: из‑за роста цен на топливо и рабочую силу Китай начинает терять свои конкурентные преимущества перед инвесторами.

На формулу «стопроцентно американский бизнес» положительно реагируют не только партнеры и ритейлеры, но и сами покупатели. «Я продаю не только футболку ценой в тридцать долларов, – утверждает Рэйчел Уикс. – Я продаю качество, дизайн и социальную ответственность.

Десять лет назад американским студентам на это было наплевать. Но сейчас, снимая после окончания университета свои конфедератки и мантии, они оказываются в худшей для поиска работы ситуации за всю современную историю. И то, что я делаю для страны, затрагивает каждого покупателя лично».

© Антон Ковалевский, Business-Magazine.ru

Интересные статьи



Что вы сделаете, если выиграете 5 млн?

  • {$ item.name $} {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}%
    {$ item.name $}

Комментарии ({$ added_comments.length + 0 $})

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Рассказать ВКонтакте
Поделиться в ОК