Бизнес по производству бытовой химии и моющих средств

Свой бизнес: производство моющих и чистящих средств

Синтетические моющие средства (СМС) – это смеси, главным компонентом которых являются синтетические моющие вещества в водных растворах. Они предназначены для снятия с поверхности тканей и изделий загрязнений разной природы.

Моющие средства принято классифицировать по агрегатному состоянию. По этому признаку СМС разделяют на:

  • твердые;
  • жидкие;
  • порошковые (гранулированные);
  • пастообразные.

Наиболее высокой концентрацией отличаются порошкообразные средства. По этой причине они лидируют на рынке синтетических моющих средств. К тому же моющие средства этого вида пользуются хорошим спросом, удобны при производстве и не требуют дорогостоящей упаковки.

Меньше остальных в России распространены моющие средства в форме таблеток, хотя, по мнению многих специалистов, именно им принадлежит будущее. Такая форма выпуска СМС обеспечивает удобство применения, точную дозировку при использовании и отсутствие аллергических реакций.

Таблетка может быть многослойной, что регулирует условия и скорость растворения каждого слоя. При невысокой температуре растворяются энзимы, а при нагревании воды постепенно происходит высвобождение отбеливателя, содержащего кислород. Эффективность моющих средств при таком воздействии заметно повышается. Производство моющих средств в форме таблеток сопряжено с повышенной энергоемкостью, поскольку в конце производственного процесса прессованные вещества должны быть высушены при высокой температуре.

Жидкие моющие средства немного уступают по экономичности СМС в форме таблеток. В этих средствах отсутствуют химические отбеливатели, ферменты и щелочные соли. Жидкие средства, в отличие от порошков, не вызывают аллергии, но при этом уступают в эффективности. В пастообразных моющих средствах – до 40% влаги. Они по составу почти аналогичны порошкам, но не содержат нестойких химических отбеливателей.

Выбор вида моющих средств для производства

Формирование ассортимента предприятия и его развитие зависит от нескольких факторов:

  • наличия сырьевых и энергетических ресурсов;
  • стоимости этих ресурсов;
  • изменения конструкций стиральных и посудомоечных машин и иного оборудования;
  • действующих стандартов защиты окружающей среды;
  • температуры и жесткости воды;
  • сферы применения средства.

В основе современных моющих средств – синтетические моющие вещества и их смеси. Основной ингредиент – амфотерные, анионоактивные, катионоактивные и неионогенные поверхностно-активные вещества (ПАВ). Характеристики ПАВ: высокая очищающая способность и биоразлагаемость.

Кроме ПАВ, при производстве моющих средств используют многие другие ингредиенты. Например, жидкие моющие средства содержат:

  • основное моющее средство;
  • усилитель;
  • биоусилитель (расщепляет различные биологические загрязнения);
  • щелочной усилитель;
  • комплексообразователь (от известкового налета);
  • кислородосодержащий отбеливатель;
  • средства финишной обработки.

Процесс производства синтетических моющих и чистящих средств включает в себя несколько этапов: приготовление композиции, сушку, фасовку и упаковку. На первом этапе поверхностно-активные вещества смешиваются с полезными добавками.

Полученный в результате этого раствор неоднороден. Чтобы смешать его до однородной консистенции, раствор пропускают через коллоидную мельницу. Наибольшее распространение среди других способов производства порошковых средств получил метод высокотемпературной распылительной сушки. В этом случае сушка осуществляется путем распыления раствора в сушильной башне под давлением 30-50 атмосфер и при температуре 250-350°.

В результате этих манипуляций получают гранулированный порошок. У этого метода есть и существенные недостатки: высокая энергоемкость, большой расход упаковочного материала, негативное воздействие производства на окружающую среду, вероятность разложения триполифосфата натрия. При использовании другого способа производства – метода кристаллизации – распылительные установки работают при низкой температуре в сушильной башне.

Порошковые моющие средства могут производиться и другими способами:

  • путем сухого смешения исходных компонентов в смесителях (правда, образующийся в результате этого продукт содержит большое количество пылевидных фракций);
  • напылением жидких компонентов на сухую основу, которая находится во взвешенном состоянии (оптимальная альтернатива производству путем распылительной сушки с намного меньшими затратами);
  • напылением жидких компонентов на сухую основу в механических смесителях (этот способ в наши дни практически не используется).

Производство порошковых моющих средств более дорогостоящее, нежели изготовление жидких продуктов.
Для последних понадобятся промышленные миксеры, оснащенные тензодатчиками. Сырье, которое поступает по трубопроводам в резервуар миксера, отвешивается при помощи тензосистемы.

Это позволяет с максимальной точностью контролировать вес всех компонентов, необходимых для производства жидких синтетических моющих средств. Производство жидких моющих средств состоит из нескольких отдельных линий по фасовке продукции (их количество может изменяться, в зависимости от ассортимента компании-производителя):

  • линия фасовки гелей для мытья посуды в PE банку емкостью от 250 до 2 250 гр,
  • линия фасовки жидкости для мытья посуды в PE и PET тару емкостью от 500 мл до 1 000 мл,
  • линия фасовки жидкостей для мытья стекол, кондиционеров для белья и универсального моющего средства в PE и PET тару емкостью 50-1 000 мл,
  • линия фасовки косметических средств (жидкого мыла) в PE и PET тару емкостью 300-500 мл.

Каждая из этих линий отдельно оснащается емкостями для отстаивания жидкости. Это необходимо для того, чтобы исключить смешивания разных смесей между собой. Кроме того, здесь располагаются несколько отстойников вместимостью около 5 тонн для отстаивания готовых средств.

Качество готового продукта напрямую зависит от исходного сырья, используемой технологии производства, наличия полезных добавок. Башенный метод производства оказывает негативное влияние на окружающую среду, поэтому производители стараются найти альтернативные технологии. В частности используются методы таблетирования, экструзии, гранулирования, агломерирования в «кипящем» моющем средств и т. д.

Особого внимания заслуживает упаковка производимой вами продукции. Порошковые моющие и чистящие средства массой от 200 до 500 грамм, предназначенные для бытового использования, фасуются в картонные пачки, полиэтиленовую тару, полимерную пленку. Для разработки оформления упаковки потребуются услуги профессионального дизайнера, ведь заметность продукции вашего производства на полках в магазинах – одно из главных условий успешных продаж.

На химических производствах используется специальное оборудование, которое необходимо для синтеза компонентов синтетических моющих средств. Такие заводы укомплектовываются специальными линиями для смешивания полученных в результате производства составов с гидротропом, который предотвращает расслоение компонентов жидкого моющего средства из-за их различной плотности.

Отдельные линии используются для высушивания смеси в полужидком состоянии для получения сухих гранулированных средств. Для размещения всего этого оборудования, включая пресс-формы для изготовления тары, хранения упаковки и сырья, потребуются площади около 550 кв. метров. Производительность среднего по размерам предприятия составляет до 800 тонн готовой продукции в месяц. Общая стоимость реализации этого проекта составляет 7,5-8 млн. рублей.

Кроме этого, можно приобрести уже действующий цех, который выпускает готовую продукцию в потребительской и промышленной таре, включая средства для мытья посуды, кондиционеры для белья, универсальные моющие средства, очистители для стекол, жидкое мыло и пр. Такое предприятие (без производства сухих моющих средств) обойдется в 5-6 млн. рублей. Окупить вложенные инвестиции удастся не раньше, чем 3-4 года.