Как организовать оптовую торговлю строительными материалами

Оптовая торговля строительными материалами

В связи с кризисом и ростом процентов по ипотеке, эксперты ожидают то заморозки строек, то снижения конечной цены на квартиры. Что случится со строительными компаниями, чем они живут, и как строится бизнес, рассказал предприниматель из Сибири Влад Петров.

Начало

У меня было много бизнес–экспериментов: я торговал очками RayBan, у меня был интернет-магазин (см. «5 простых шагов для открытия интернет-магазина»), торговал книжками, была доля в типографии. Но самый большой доход мне принесла оптовая торговля строительными материалами. Если на очки или товары в интернет-магазине я наценивал по 300-600 рублей и продавал по 1-2 штуки за день, то в строительном бизнесе я нацениваю по 20-30 рублей на тонну и продаю по 90 тонн в день, а то и больше.

Я начал заниматься оптовой торговлей строительными материалами год назад. Меня пригласил мой одноклассник. У него был знакомый камазист, который попросил его найти шабашку. Первый камаз нам не приносил хорошего дохода, поэтому мы стали расширяться: искать новых перевозчиков, посредников и поставщиков.

О бизнесе

Мы возили щебень, грунт и песок частникам, наценивая примерно по 500 рублей за машину и получая наличные. Это были действительно небольшие деньги и мы решили оформиться в качестве ООО, так как крупные строительные компании работают только по безналичному расчету.

Бизнес пошел в гору. Строители всегда хотят получить поставку в срок. Нашей сильной стороной здесь является то, что котлованы, заводы (например, цементный завод) не могут осуществить поставку не только в срок, но часто вообще не могут ничего поставить на своих машинах.

Как-то раз я был на экскурсиях для партнеров заводов-производителей, куча народу было – перевозчики, подрядные организации, строители. Нас поводили по заводу, показали, как получить высококачественную продукцию. Я думаю, многих это удивит, но у завода всего 14 машин для перевозки продукции. Естественно, с поставками на все строительные объекты в Новосибирске (а у нас их более 100) завод не справляется. Тут-то на помощь строителям приходим мы! Договариваемся о доставке на своих машинах со скидкой, находим перевозчика, получаем предоплату и везем на стройки.

Кризис и сезонность

Когда я начинал продавать стройматериалы оптом, я считал, что в нашем бизнесе есть сезонность, например в декабре (первый месяц моей работы) я заработал 3 000 рублей. Я был в шоке и хотел бросить, но мой друг сказал мне что строительство – это дело сезонное и скоро заказывать будут больше. И уже в марте я заработал 111 тысяч рублей. За декабрь 2014 года я уже заработал 49 тысяч рублей, поэтому, хотя наш бизнес и сезонный, но с опытом я приобрел постоянных клиентов, и в любом месяце буду продавать.

Тоже самое я думаю и про кризис. У нас в стране всегда кризис. Как строили, так и будут строить. Как покупали материалы, так и будут покупать.

Наше предприятие в кризис не потеряет, а скорее всего даже приобретет. Поставщики поднимут цены, перевозчики поднимут цены, а мы сколько наценивали, столько и будем наценивать. То есть конечная цена продукта будет выше, а наша прибыль не изменится.

Поиск клиентов

В самом начале, когда я ещё работал на заводе, клиентов я искал по объявлениям – размещал их в интернете на бесплатных досках – по принципу «один товар – одно объявление» и люди мне звонили. Я договаривался с поставщиками по цене, всё согласовывал, и отправлял машины на объект. Потом забирал деньги с владельцев машин.

У товарища уже в то время была фирма, поэтому можно было искать «крупнячок» – брать заказы на большие объёмы материалов и проводить сделки по безналу. Так я начал обзванивать строительные фирмы из ДубльГиса и каталогов в интернете, заключать договора и заниматься бухгалтерией.

Нельзя списывать со счетов и такой «экстремальный» вид поиска клиентов, как холодные обходы. Как-то зимой я зашёл на объект, переговорил с прорабом, и он дал мне телефон заместителя директора компании-застройщика. В итоге мы в течение сезона завезли на эту стройку около тысячи тонн песка со щебнем и вывезли около тысячи кубометров грунта.

Работа с поставщиками

Первое время я работал с солидными компаниями, у которых свой автопарк, юрлицо, есть бухгалтера и менеджеры по продажам – искал им клиента, передавал его фирме, сделка проводилась через юрлицо поставщика, а я забирал свой процент. Сейчас у нас заключены договора с карьерами, то есть работа слегка усложнилась – покупаем песок на карьере, ставим перевозчика, а счёт выставляем на свою фирму.

Таких перевозчиков – простых камазистов, лучше искать через других перевозчиков или прорабов, и всем платить по факту выполненной работы, чтобы поставщик вас не кинул. Первые разы можно сработать для доверия на заявках, где деньги перевозчик заберёт на месте, а потом уже переводить его на оплату в рассрочку.

Секрет успеха

Я считаю, что секрет успеха – работать! И никак иначе. Один из наших заказчиков – крупный застройщик, я думал, что рынок давно поделен и у них уже есть подрядчик, с которым они давно работают. Я знал, что у них система тендеров. Но я позвонил, и теперь мы им поставляем на 4 строительных объекта от 20 до 30 машин щебня и песка в день, и раз в неделю возим цемент.

Тендер на поставку строительных материалов для застройщика выиграла торговая компания, которая поставляет материалы по ценам чуть ниже рыночных. Закупает она материалы у других торговых компаний вроде нашей. Для того, чтобы заработать с компанией выигравшей тендер мне пришлось дать цену на 30 рублей ниже рыночной и получить у поставщика скидку 50 рублей. Итого 20 рублей с машины в плюсе.

Работа с малыми и крупными компаниями сильно отличается. Крупные строительные компании требуют большой объем поставок по низким ценам. Маленькие компании требуют маленькие объемы и готовы покупать по высоким ценам. Обычно менеджеры по снабжению небольших компаний плохо ориентируются в ценах и пытаясь их снизить, просят сказать цену сразу.

Я позвонил в одну компанию, где меня сразу попросили назвать цену на щебень. Я сказал, что посчитаю и перезвоню, однако, снабженец не унимался и требовал цену сразу. Я действительно не знал, сколько будет стоить доставить к ним 100 тонн и сходу сказал: «Одна тонна 860 рублей вместе с доставкой», мы ударили по рукам. После обзвона поставщиков, выяснилось, что доставить в этот район будет стоить 650 рублей за тонну. Так я за день заработал 26 тысяч.

Ну и конечно, работа должна быть регулярной – то есть всё это выглядит не так, что я разок-другой напрягся, подзаработал как следует, а потом вату катаю целый месяц. Нужно намечать себе план работы на месяц, неделю и день – делать определённое число звонков в день, объездов в неделю, постоянно размещать объявления. Клиентов нужно искать постоянно, так как они могут переключиться на конкурентов или закончить строительство.

Философия и мотивация

Я считаю, что бизнес это в первую очередь стабильность. У меня был месяц, когда я заработал всего лишь 20 тысяч, но в другой месяц я заработал 100 000. В провальные месяцы я живу на накопления, а в успешные шикую.

Многие говорят, что такая ситуация с деньгами – это наоборот не стабильно. Я им отвечаю: «Когда-то я работал на заводе и мне постоянно задерживали зарплату. А получал я 15 тысяч в месяц. Сейчас я могу не получить ничего, а могу получить за месяц сумму эквивалентную заводской зарплате за год. Я могу весь год безбедно существовать благодаря одному месяцу. У меня есть накопления. А на заводе я не мог позволить себе их делать. Так и где же стабильность?»

Я женат, мечтаю о ребенке. Учу предпринимателей из разных городов своему бизнесу. Очень надеюсь найти таким образом кого-нибудь из Новосибирска, чтобы иметь фирму, которая будет у меня закупать на 10-15 рублей дороже чем у поставщика, рассчитывая на мой опыт.

Рекомендую всем предпринимателям начать свое дело и не бояться прогореть. Ведь сперва мы продаем, а потом уже покупаем.