Заправка для ленивых: доставка бензина через мобильное приложение

Анатолий Овчинников, основатель мобильной заправочной станции Fueltime (Сан-Хосе, Калифорния), рассказывает о том, как запустить бизнес по доставке бензина и какие тонкости необходимо учесть заранее.
Как из низкомаржинального курьерского бизнеса создать прибыльную компанию
Как из низкомаржинального курьерского бизнеса создать прибыльную компанию

С 1994 года закрылись 25% американских АЗС. Основная причина — повышение стоимости земли, на которой они расположены. В ближайшие годы процесс может ускориться из-за распространения сервисов каршеринга, появления электромобилей и развития мобильных заправочных станций. В США и в России это новый бизнес, который в основном зарабатывает на доставке. Однако существуют разные возможности, позволяющие сделать низкомаржинальный бизнес перспективным.

Суть бизнес-идеи

В течение ста лет сфера заправки автомобилей не менялась: люди ездили и ездят за бензином на АЗС. Но насколько это удобно? Если вы бизнесмен, то вам некогда. Если вы молодая мать, то не можете оставить ребенка в машине. Если вы живете в центре большого города, то ехать до АЗС далеко. Если вы хотите заправиться до или после работы, то рискуете попасть в пробку и потерять время. Прибавьте сюда резко континентальный климат, когда летом бывает слишком жарко, а зимой — слишком холодно, весной и осенью — обязательно слякотно и дождливо.

Становится понятно, почему у мобильных заправочных большие перспективы. К тому же сервисы оказывают дополнительные услуги: замена масла, проверка давления в шинах, сухая мойка. С таким набором техническое обслуживание автомобилей может стать проблемой прошлого.

Для организации бизнес требуются автомобили, оборудованные топливной системой и позволяющие перевозить большие объемы бензина. Также необходимо мобильное приложение, которое облегчит работы компании и будет удобно пользователю.

Основные игроки на российском и американском рынках 

Во всем мире пока насчитывается около 40 компаний по доставке бензина. В США эта услуга уже получила распространение и даже собственное название «Uber для бензина». В России это пока относительно свободная ниша (хотя надо понимать, что рынок нефтепродуктов у нас контролируется гигантами, что осложняет появление стартапов). Предлагаем взглянуть на основных игроков и их стратегии.

Pump.today

Сервис обещает экономить время пользователей, которое они потратили бы на проезд до АЗС и столичные пробки. Стоимость доставки составляет 200 рублей. Проект существует, но развивается неактивно.

  • Год основания: 2016.
  • Территория охвата: Москва (Россия).
  • Инвестиции: неизвестно.

«Топливо в бак»

Сервис был ориентирован на индивидуальных и корпоративных клиентов. Стоимость одной установки приложения для компании оценивалась в 70 рублей, регистрация — в 90 рублей, первая покупка с учетом бесплатной доставки — в 700 рублей. В дальнейшем доставка стоила около 250 рублей. В 2018 году «Яндекс.Драйв» выкупил стартап и приостановил доставку бензина клиентам.

  • Год основания: 2017.
  • Территория охвата: Москва (Россия).
  • Инвестиции: 11 млн.руб.

Booster

Компания Booster доставляет бензин и дизельное топливо. Пользователи могут заказать услугу, указать место парковки и открыть бензобак, при этом двери автомобиля останутся запертыми. После заправки покупатель получает квитанцию через мобильное приложение. Booster закупает топливо оптом и предоставляет услуги только корпоративным кампусам и автопаркам. Компания предоставляет такие дополнительные услуги, как чистка шин и мытье окон.

  • Год основания: 2014.
  • Территория охвата: Сан-Франциско, Лос-Анжелес, Оринж, Даллас, Форт-Уэрт (США).
  • Инвестиции: 89 млн $.

Yoshi

Платформа позволяет пользователям заказывать топливо по требованию или получать услугу на регулярной основе. Доставка топлива стоит 7 $ плюс стоимость на бензин по рынку. Компания предлагает абонемент в размере 20 $ в месяц, который включает бесплатные еженедельные доставки. Дополнительные услуги: мойка автомобилей, замена масла и многое другое.

  • Год основания: 2015
  • Территория охвата: 20 городов (США)
  • Инвестиции: 16 млн $.

Filld

Приложение для заказа топлива по требованию. Пользователь размещает запрос, и высококвалифицированный водитель поставляет топливом. Клиент оплачивает только стоимость бензина (среднюю для выбранной местности) и небольшую плату за доставку.

  • Год основания: 2015
  • Территория охвата: Пало-Альто (США).
  • Инвестиции: 29 млн $.

Fueltime

Мобильная заправочная станция Fueltime доставляет бензин компаниям и их сотрудникам. Чтобы сэкономить время на заправке, достаточно оформить заказ и оставить лючок топливного бака открытым. Пока пользователь занят делами, сотрудник Fueltime наполняет бензобак и оказывает дополнительные услуги: подкачивает шины, протирает стекло и зеркала. Сейчас стартап работает в сегменте B2B, но в будущем возобновит работу в B2 °C.

  • Год основания: 2017
  • Территория охвата: Сан-Хосе (США).
  • Инвестиции: 170 тыс. $

Основные принципы работы мобильного приложения

При создании платформы необходимо учитывать то, что владельцу бизнеса будет необходимо создавать два сервиса: один — для пользователей, другой — для сотрудников.

При обслуживании клиента необходимо учесть следующие функции:

  1. Интеграция с аккаунтами в социальных сетях. Она обеспечивает простоту регистрации, а в современном мире, где все — в том числе и доставка бензина — направлено на создание удобства, человек должен попадать в аккаунт с помощью двух нажатий.
  2. Несколько вариантов оплаты. У пользователя должна быть возможность выбора, как он рассчитается: наличными, картой, мобильным кошельком.
  3. Всплывающие уведомления. Push-уведомления помогают узнать о состоянии заказа, предоставляемых услугах, новых функциях. А еще они действуют как напоминания и стимулируют новые заказы.
  4. Отслеживание заказа. Клиенты зачастую заинтересованы в отслеживании доставки топлива с помощью карты, интегрированной в портал.
  5. Выбор графика доставки. Обычно пользователям предлагается два вида выполнения заказа: мгновенное выполнение услуги или доставка к определенному времени. 
  6. Дополнительные услуги. Зачастую клиент хочет в принципе не тратить время на обслуживание автомобиля, и это желание могут удовлетворить дополнительные возможности.

Приложение для водителей-заправщиков должно охватывать другой набор возможностей:

  1. Информация о поездке. Сотрудник компании получает адрес потребителя, заказанный объем бензина, время заказа и способ оплаты.
  2. Оптимизация маршрута. Система GPS и функция оптимизации позволяет найти лучший маршрут, чтобы осуществлять услугу быстрее.
  3. Связь с пользователем. Водитель может позвонить клиенту, если не может найти указанный адрес или должен разрешить другие проблемы.
  4. Контроль начала и конца поездки. После того как водитель принимает заказ, включается отсчет времени. После оказания услуги, счетчик выключается. Благодаря этой функции администратор может отслеживать заказы и принимать решения по поводу обслуживаемых районов и работы водителей.

Трудности организации курьерского бизнеса и способы их решения

В нише еще не появился мировой лидер, поэтому каждый бизнесмен ищет выходы из проблем, которые появляются перед ним по мере развития проекта. Однако уже существуют проверенные схемы решения.

Основной заработок на доставке

Некоторые игроки на рынке доставки топлива закупают его у заправочных станций по себестоимости, и их основной доход — от перепродажи бензина, другие получают только скидку и зарабатывают на доставке, что делает вторую модель низкомаржинальной и трудной для ведения бизнеса. Так закрылось несколько компаний, например, Purple — один из первых стартапов, который начал доставлять бензин.

Стартап Fueltime покупает бензин дешевле (это возможно благодаря тому, что со-основатель компании — владелец сети АЗС) и к тому же делает небольшую стоимость доставки. Поэтому стоимость бензина и услуги в целом ниже, чем у конкурентов, но она всегда меняется. Пользователь приобретает бензин дешевле, чем купил бы у стационарной заправочной. Такой ход привлекает больше клиентов, так как они экономят и время, и деньгах.

Угроза пожарной безопасности города

Особенно эта проблема волнует власти США, так как некоторые автомобили могут перевозить до 1200 галлонов бензина. Для успешного развития бизнеса машины должны соответствовать существующим нормам перевозки горюче-смазочных материалов, а оборудование должно быть сертифицировано.

Привлечение инвесторов

Поскольку это относительно новая ниша, то российские инвесторы не торопятся вкладывать средства, так как боятся потерять средства. В России эта проблема стоит особенно остро, так как зачастую крупные игроки хотят вкладываться в надежные проекты, которые будут сразу же приносить доход. Поэтому запускать стартап выгоднее в США, где можно подать заявку в бизнес-акселератор или найти бизнес-ангела. Первые вложения в размере 40 тыс. $ в мобильную заправочную станцию Fueltime сделал со-основатель, позже пришло одобрение в бизнес-акселератор, который выделил еще 130 тыс. $ За 2,5 месяца с момента запуска проект принес выручку в размере 15 тыс. $ Это доказывает его работоспособность, поэтому планируется привлекать инвестиции «Seed Round» — первого значительного раунда венчурного финансирования для компании.

Законодательные ограничения

Услуги по доставке топлива сталкиваются с юридическими проблемами во всем мире. Основная причина заключается в отсутствии юридического урегулирования многих вопросов. Например, Fueltime потратил существенную долю инвестиционных денег на оформление разрешительных документов, что осложнялось различиями законодательной базы в каждом штате. Необходимо заранее обратиться к юристу и рассмотреть все тонкости, а также изучить опыт конкурентов (в том числе неудачный).

Сложности навигации к индивидуальному клиенту

Мобильная заправочная станция не платит за землю, но платит за бензин, который потребляет при транспортировке топлива до клиента. В этой ситуации Fueltime работает с корпоративными кампусами и коммерческими автопарками, когда все автомобили стоят на парковке.

© Анатолий Овчинников, BBR.RU

Понравился материал? Поблагодарите автора!
Волшебные статьи