- Бизнес: Агробизнес; инвестиции от 2 000 000 руб.; окупаемость от 14 мес.; минимальная площадь от 200 м²
- Сфера бизнеса: производство

Сегодня, в век инновационных технологий, когда на наших столах могут появиться продукты с генно-модифицированными составляющими, все большее число городских жителе предпочитают употреблять самые свежие овощи и фрукты в течение всего года, а не только в разгар летнего сезона.
Все это приводит к росту тепличных хозяйств, которые все в большем количестве появляются в самых разных регионах нашей страны. Эта отрасль является перспективной, и потому многие начинающие предприниматели создают собственные тепличные хозяйства.
Даже если на первых парах хозяйство не будет доходным, то со временем оно начнет приносить существенную прибыль. Как и любой другой бизнес, организацию тепличного хозяйства следует начинать с разработки и утверждения бизнес-плана.
Для начала следует выбрать, какие растения будут произрастать в теплицах, составляющих тепличное хозяйство. Кстати, ошибочно было бы думать, что популярны только тепличные помидоры, огурцы или болгарский перец.
Сегодня не менее востребованы и декоративные растения, которые предназначены для того, чтобы украшать квартиру или дом. Нередко владельцы тепличных хозяйств заключают договоры на долговременное сотрудничество с магазинами, рынками, ресторанами, медицинскими учреждениями.
Таким образом, предприниматель получает возможность сформировать собственный рынок сбыта. Важно понимать, что сбыт свежих овощей, фруктов и растений чаще всего является значительной проблемой для предпринимателей, которые занимаются сельским хозяйством и имеют в своем распоряжении тепличное хозяйство.
Если не сформирован круг заказчиков, то и начинать работу тепличного хозяйства слишком рано. Кроме того, в бизнес-плане следует описать те технологии, которые будут предпочтительными для выращивания растений. Следует понимать, что благодаря использованию инновационных технологий, в одной теплице в течение года можно получить от двух до четырех урожаев, а значит и прибыль предприятия возрастет соответственно в два-четыре раза.
Для организации тепличного хозяйства требуется в среднем 150 квадратных метров площади. Возможно использовать большую или меньшую территорию, но именно эта площадь считается оптимальной. Земельный участок для обустройства тепличного хозяйства можно арендовать неподалеку от любого города, где стоимость аренды невелика. Это значит, что расходы на аренду площадей для тепличного хозяйства не станут значительной статьей расходов в бюджете начинающего предпринимателя.
Следующий важный аспект организации тепличного хозяйства – это приобретение теплиц. Загляните в любой специализированный магазин, и убедитесь, что теплиц сегодня великое множество.
Они различаются по стране-производителю, форме, структуре, функциональным особенностям. Для изготовления современных теплиц используются современные теплоизоляционные материалы, благодаря чему теплицы становятся надежными, долговечными и недорогими. Благодаря уникальным свойствам полимеров, теплицы прекрасно удерживают тепло, беспрепятственно пропускают солнечный свет, который жизненно необходим для роста и правильного развития растений.
Нельзя забывать и о такой статье расходов при организации тепличного хозяйства, как посадочный материал и удобрения. Конечно, материал для посадки может быть самым простым и дешевым, да и без удобрений вполне можно было бы обойтись. Однако при этом не следует рассчитывать на слишком богатый урожай. Следите за тем, чтобы выбранные удобрения полностью соответствовали тому типу растений, для которых они будут использоваться, в противном случае растения только испортятся.
Теплицы, находящиеся в составе современного тепличного хозяйства, обязательно должны быть оборудованы электричеством, которое используется и для освещения, и для отопления теплицы.
Выгодной особенностью организации тепличного хозяйства является то, что здесь нет необходимости формировать богатый штат сотрудников, которые будут выполнять те или иные функции. Многие предприниматели вообще делают такой бизнес семейным, и тогда над урожаем трудятся только близкие родственники.
Даже в том случае, если для обслуживания тепличного хозяйства приняты сотрудники извне, их не должно быть слишком много. Вполне достаточно нескольких высококвалифицированных специалистов, которые обладают огромным опытом по выращиванию растений разных видов, а также нескольких помощников, которые будут выполнять все возложенную на них неквалифицированную работу.
Стоит помнить и о некоторых проблемах, которые могут возникнуть при составлении и реализации бизнес-плана. Кроме круга потребителей, о котором было сказано ранее, владельцы подобного бизнеса могут столкнуться с проблемами в сфере доставки. Ведь такой товар, как свежие овощи и фрукты, обязательно должен быть доставлен в первозданном виде при любой погоде. Транспорт, осуществляющий доставку овощей и фруктов, должен защищать товар и от механических, и от температурных повреждений.
Многие предприниматели закладывают достаточный запас финансовых средств на расходы по рекламе. К слову, это очень правильно решение, потому что, несмотря на определенное пресыщение, реклама по сей день продолжает оставаться мощнейшим двигателем торговли. Особенно это касается предприятий, которые выпускают экологически чистую или экзотическую продукцию. Чем больше потребителей узнают о таких ее особенностях, тем больше захотят купить ее.
Бесспорно, создание тепличного хозяйства при условии правильного и грамотного подхода к ведению бизнеса позволит предпринимателю в кратчайшие сроки получить значительную прибыль.
Однако нельзя забывать и о возможных рисках. Обычно они связаны с плохими погодными условиями, которые могут отразиться на качестве и количестве урожая, с невозможностью реализовать готовую продукцию или со сбоями поставок и сбыта. Известно, что учитывая разные факторы успешности тепличного хозяйства, его окупаемость составит около трех лет.
© Сергей, BBF.RU