Бюджетирование – создание и реализация бюджетного плана

Бюджетирование – создание и реализация бюджетного плана

Основным инструментом эффективного управления компанией в современном мире является создание и реализация бюджетного плана.

Его уже давно используют грамотные предприниматели и руководители крупных фирм, поскольку данное направление позволяет максимально быстро достичь любой поставленной цели. Данная концепция строится на стратегии ориентированного составления бюджета, в основе которой располагается Сбалансированная Система Показателей, получившая свое название от английского словосочетания Balanced ScoreCard.

Ее создателями считаются Р.Каплан и Д.Нортон, которые считали, что компания должна разработать стратегические карты, которые будут соответствовать следующим направлениям: финансам, клиентам, бизнес-процессам и персоналу. При разработке бюджета специалисты должны определить специальные ключевые факторы успеха – ключевые показатели эффективности, которые можно указывать в виде аббревиатуры КПЭ или KPI, что означает Key Performance Indicator.

Так, категории под названием «Финансы» должны соответствовать стратегия увеличения доходов, или же сокращения расходов. Основными параметрами при этом станут такие критерии, как доля рынка, соотношение рентабельности самого бизнеса, а также свободный денежный поток.

Если компания достигает заранее определенных в данном случае параметров, то стало быть и выбранная стратегия была правильно. Для определения КПЭ необходимо учитывать данные объема продаж, прямые и косвенные расходы по всем статьям бюджета. Кстати, по мнению квалифицированных специалистов, успешность в развитии предприятия зависит от грамотности составления стратегического плана, что станет прекрасной демонстрацией конкурентоспособности организации на отечественном рынке.

Конечно, отклоняться от намеченного плана можно, для чего на каждом повороте развития компании следует предусмотреть различные варианты возможных ситуаций, причем именно бюджетирование станет главным инструментом для такого рода планирования. Перед тем, как приступить к созданию грамотного и действительно эффективного бюджета следует внимательно изучить и сопутствующую данному направлению терминологию, что позволит избежать многих просчетов и ошибок.

И так, само слово бюджет большинством современных специалистов в сфере экономики трактуется как своеобразный план, создаваемых на определенный период в денежных измерениях, который создается для максимально эффективного достижения стратегически важных для компании ориентиров и целей.

Процесс же бюджетирования предполагает непрерывное составление и, конечно же, реальное исполнение подготовленного бюджета. В настоящее время существует три золотых правила бюджетирования, согласно которым данный процесс должен составляться по классическим критериям и алгоритмам.

Например, специалисты, занимающиеся данным направлением должны разработать и утвердить единые правила для дальнейших действий, назвать которые можно методом или технологией, использовать специальные таблицы или некую финансовую структуру, что позволит свести к минимуму человеческих фактор.

Кстати, сегодня довольно часто менеджеры воспринимают очень негативно систему бюджетирования, так как это прибавляет им дополнительной работы, может вскрыть череду нарушений и злоупотреблений или просто не понимают, чего собственно от них хотят. Вот тут то и приходит на помощь пресловутый административный ресурс.

Все мероприятия и даже такие действия, как процедура бюджетирования, сам бюджет и вся система мотивации трудового коллектива должны прописываться в приказах и иных внутренних документах, что предполагает штрафные санкции и разного рода наказания за неисполнение предписаний.

Итоговые бюджетные формы

Такое мероприятие, как бюджетирование, должно организовываться правильно и эффективно, так как в противном случае в нем попросту не будет необходимости, а все усилия будут сведены на нет. Специалисты выделяют несколько разновидностей бюджетирования, среди которых отмечены бюджет расходов и доходов компании, бюджет динамики и движения денежных средств, а также прогнозируемый баланс организации.

Согласно мнению современных предпринимателей, составление лишь одного плана из этих разновидностей не оправдывает затраченных для данного направления усилий, поскольку максимальной эффективности можно добиться лишь при совокупности всех трех форм бюджетирования.

Причем каждая из конечных форм высчитывается на определенном этапе планирования, однако при этом следует акцентировать свое внимание на таких параметрах деятельности компании, как бюджет производства, продаж и т. д. Для наглядности можно открыть любой учебник по данной дисциплине, которые в настоящее время представлены в большом количестве не только в бумажном виде, но и записанных на электронные носители.

Основные принципы бюджетирования и эффективность направления

Основы бюджетирования основываются на смысле рационализма и доступности, а стало быть разобраться в них сможет даже простой обыватель. Так, чтобы проанализировать данные за разные временные промежутки процесс бюджетирования не должен прерываться даже на недолгий отрезок времени.

В то же время сами эти промежутки должны быть обговорены перед началом всех расчетов и отмечены в виде недель, декад или же месяцев. И так, принцип скольжения предполагает невозможность прерывания системы бюджетирования, что осуществляется во время планирования развития компании в течение ближайших пяти лет, к примеру.

Однако не следует путать данный алгоритм составления краткосрочного алгоритма развития с бизнес-планом. Все дело в том, что лишь финансовая часть, а не идея самого бизнеса интересует в данном случае специалиста, который собственно и занимается бюджетированием предприятия. Все это позволяет учитывать внешние изменения в стране и даже во всем мире, что неминуемо отражается и на каждом отдельном виде деятельности отечественных предпринимателей.