Организационные структуры управления компаниями. Оценка рентабельности бизнеса

Организационные структуры управления компаниями. Оценка рентабельности бизнеса

Сегодня классические линейно-функциональные структуры характерны лишь мелким компаниям. Их довольно редко используют на уровне транснациональных корпораций. Для крупных компаний доминирующим нынче стал дивизиональный подход в построении организационных структур управления данной компании.

Дивизиональные (отделенческие) структуры управления считаются самой совершенной разновидностью организационных структур. Иногда их даже считают чем-то средним между адаптивными и бюрократическими (механистическими) структурами. Очень часто в литературе эти структуры встретить можно под названием “дробных структур”.

Дивизиональные структуры возникли в результате реакции на многие недостатки линейно-функциональных структур. Получилось, что необходимость их изменений была вызвана довольно резким увеличением размеров компаний, диверсификацией или интернационализацией их деятельности, усложнением технологических процессов.

Дивизиональные структуры представляют собой структуры, которые основаны на выделении самых крупных автономных производственных подразделений и соответствующих всем им уровней управления. Под подразделением подразумевается некая организационная товарно-рыночная единица, которая имеет внутри необходимые собственные функциональные отделения. На отделение возлагается вся ответственность за производство, за сбыт определенной продукции, за получение прибыли.

По этой причине управленческий персонал самого верхнего эшелона компании освобождается, чтобы решать стратегические задачи. Оперативный уровень управления, концентрируется который на производстве конкретного продукта либо на осуществлении деятельности отделен от стратегического уровня. Дело в том, что он отвечает за рост и за развитие компании в целом.

Разумеется, высший руководящий орган компании обязательно оставляет за собой право достаточно жесткого контроля по всем общекорпоративным вопросам стратегии развития. Дивизиональный подход обеспечивает более тесное сотрудничество производства с потребителями. Это существенно ускоряет его реакцию на изменения, происходят которые во внешней среде.

Кроме того, дивизиональные структуры характеризуются еще и полной ответственностью руководителей отдельных отделений за все результаты деятельности подразделений, которые они возглавляют. Получается, что важнейшее место в управлении теми компаниями, где есть дивизиональная структура, занимают уже не руководители функциональных подразделений. Ими становятся руководители, которые возглавляют производственные отделения.

По отделениям (дивизионам) структуризация компании производится, обычно, по одному из двух принципов. Это продуктовый признак. Здесь учитываются особенности выпускаемой продукции либо особенности предоставляемых услуг. Все зависит от ориентации определенного потребителя.

Это региональный признак. Здесь все зависит от обслуживаемых территорий. По этой причине выделяют три типа дивизиональных структур:

  • организационные структуры, которые ориентированные на потребителя;
  • дивизионально-продуктивные структуры;
  • дивизионально-региональные структуры.

Оценка рентабельности бизнеса

Рентабельность бизнеса – это относительный показатель. Он отображает степень прибыли экономической деятельности предприятия. Как правило, во время оценки рентабельности бизнеса исследуют текущие уровни рентабельности и динамику их изменений.

Рентабельным называют такое предприятие (бизнес), которое имеет прибыль, а, следовательно, имеет положительные показатели рентабельности. Когда бизнес убыточный, то его называют нерентабельным. Как правило, продукцию называют рентабельной, когда она приносит прибыль. При оценке рентабельности бизнеса очень важны показатели рентабельности самого предприятия. На основании анализа рентабельности такого предприятия проводится инвестиционная политика. Что касается продукции, то на основании анализа ее рентабельности проводится уже политика ценообразования.

Рентабельность дает представление об отношении между использованными ресурсами и полученным результатом, а, следовательно, и об эффективности деятельности бизнеса. Источником информации с целью анализа рентабельности бизнеса являются абсолютно все формы финансовой отчетности.

Показатели рентабельности бизнеса в зависимости от параметра, который находится в знаменателе, делят на два вида. Это рентабельность самого предприятия и рентабельность его продукции. В формуле рентабельности некоего предприятия в знаменателе расположились статьи баланса (активы или пассивы). В формуле рентабельности продукции находится себестоимость или же выручка.

При анализе рентабельности бизнеса аналитики обращают свое внимание не только лишь на значения отдельных показателей или их изменения, они также сравнивают их между собой. К примеру, рост ROBA при некотором снижении ROTA сигнализировать может о чрезмерной дебиторской задолженности, о неоправданных количествах незанятых денежных средств и/либо затоваренности склада. Такая вот динамика показателей рентабельности, вероятно, подтолкнет менеджмент к инвестициям уже в основные фонды.

Закончив анализ рентабельности бизнеса, начинается анализ рентабельности уже отдельных видов продукции с тем, чтобы выявить нерентабельную и малорентабельную продукцию.

Единственными факторами, которые влияют на рентабельность единицы продукции, считаются: изменение отпускной цены, а также изменение себестоимости. Как правило, в аналитической записке изменение, влияние данных факторов рентабельности продукции отмечают наравне с изменением уже самой рентабельности. Таким образом, можно утверждать, что оценка рентабельности бизнеса является важным показателем деятельности бизнеса. Она дает более ясную, чем прибыль, картину.