Что такое факторинг и зачем он нужен

Что такое факторинг и зачем он нужен

Факторинг представляет собой целый комплекс услуг, который могут получить поставщики и производители в том случае, если они ведут торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

Традиционно операция факторинга предполагает участие трех действующих лиц. Это покупатель требования, называемый фактор (обычно это банк или специализированная факторинговая компания), поставщик товара, который в данном случае выполняет функции кредитора, и покупатели товара – дебитор.

Факторинговая компания занимается кредитованием поставщиков методом выкупа дебиторской задолженности краткосрочного характера. Обычно срок факторингового кредитования не превышает 180 дней, однако точный период предоставления кредита определяется индивидуально в каждом конкретном случае.

Начиная сотрудничество, факторинговая компания и поставщик товара, или кредитор, заключают договор. В этом договоре определены обязательные и дополнительные условия сотрудничества. По мере того, как будут возникать требования по оплате поставок продукции, должны предъявляться счета-фактуры и все прочие платежные документы. Стоит отметить, что факторинговая компания всегда осуществляет дисконтирование документов, и выплачивает клиенту в среднем от 60 до 90 процентов от общей стоимости требований.

Затем, когда продукция будет оплачена покупателем, факторинговая компания осуществляет доплату остатка суммы на счет поставщика. При этом удерживается процент за предоставленный кредит, а также некоторые комиссионные платежи за оказанные услуги.

Очень интересна история возникновения факторинга сначала в некоторых странах мира, а потом и в России. Впервые о факторинге заговорили еще в Англии 17 века, когда был создан Дом фактором. Тот фактор, который знал товарный рынок, владел информацией о платежеспособности покупателей, изучил законы и торговые обычаи страны, на территории которой он работал, должен был искать надежных покупателей. Кроме того, в числе его обязанностей было хранение и сбыт товаров с последующей инкассацией торговой выручки, полученной в результате непосредственной деятельности. Факторинговая деятельность получила активное развитие в странах Северной Америке только в конце 19 века, в отрасли текстильной торговли.

Со временем торговля текстилем стала невыгодной, и потому американские факторы несколько изменили направление своей непосредственной деятельности. Отныне они перестали существовать как торговые посредники, и стали особыми институтами, которые могли финансировать производителей товаров.

То есть американские факторы выполняли ту работу, которая присуща традиционным банкам. Эта деятельность оказалась настолько удобной и выгодной для всех участников факторинговых операций, что около 90 процентов производителей текстиля на территории Соединенных Штатов Америки сегодня пользуются ею.

В шестидесятые годы 20 века факторинг стал повсеместно применяться в европейских странах. Факторинговые компании объединялись в целые ассоциации, и объем операций факторинга неуклонно рос на рынках внутреннего и международного значения.

Это привело к необходимости унификации регулирование факторинговой деятельности во всех странах мира, и в 1988 году была подписана Конвенция УНИДРУА о международном факторинге, которая актуальна по сей день. Благодаря подписанию этого важного документа факторинговая деятельность получила дальнейшее развитие. Именно она послужила основой для разработки национального законодательства в этой области.

В странах Советского Союза факторинг был внедрен в 1988 году, но успехом он не пользовался. Специалисты объясняют это полным отсутствием специализированной методической литературы и полным отказом от доступа к мировому опыту в этом вопросе. За прошедшие годы ситуация в нашей стране кардинально изменилась, и в действующем Гражданском Кодексе РФ есть целая глава, которая посвящена вопросам законодательного обеспечения услуг факторинга.

Факторинговые услуги очень разнообразны. Все они отличны друг от друга той степенью риска, которую вынуждена принимать на себя факторинговая компания при осуществлении соответствующих сделок.

Если фактор приобретает у клиента право на все суммы, которые причитаются ему от должника, то речь идет о факторинге с регрессом. В том случае, если взыскать с должника суммы в полном объеме займа не представляется возможным, то клиент должен возместить фактору все недостающие денежные средства. Если должник не может отдать суммы в полном объеме, и факторинговая компания терпит убытки в рамках финансирования клиенту, то речь идет о факторинге без регресса.

Еще одна классификация факторинга предполагает наличие операций открытого и закрытого типа. Открытый факторинг предполагает уведомление дебитора об уступка, а в закрытом такого условия нет. Известен также реальный и консенсуальный факторинг. При реальном факторинге денежное требование существенно на момент подписание договора. В будущем такое требование возникает при заключении договора консенсуального факторинга.

Факторинг, в котором участвует только один фактор, считается прямым, а два фактора – взаимным. Участниками внутреннего факторинга являются стороны, находящиеся в одной стране. Если же стороны договора – это резиденты разных стран, то можно говорить о международном факторинге.

Факторинг имеет ряд существенных преимуществ, которые и стали причиной популярности операций такого типа во всем мире. Договор факторинга предоставляет поставщику законное право получения оплаты за отгруженный товар сразу же. Нет необходимости ждать, пока покупатель оплатит товар, что помогает планировать финансовые потоки. Факторинг позволяет обеспечивать предприятие реальными деньгами и существенно ускорить оборот реального капитала. В результате увеличивается доходность компании, что положительно сказывается на ее деятельности в целом.