Юридические разъяснения понятия франчайзинг

Юридические разъяснения понятия франчайзинг

Современные юристы сходятся во мнении, что под термином франчайзинг следует понимать специальную форму маркетинга или так называемого распределения товаров.

При этом в данном процессе основополагающая роль относится к той компании, которая собственно и представляет индивидуальному предпринимателю или иной организации право или так называемую привилегию в виде франшизы. В результате она может построить свой бизнес на основе составленной и утвержденной в письменном виде документа, где указан срок сотрудничества, основные параметры действий каждого из участников данного соглашения о коммерческой деятельности.

Следует отметить, что с этимологической точки зрения термин «франчайзинг» является производным словом от французского слова «франшиза», который в переводе на русский язык означает «льгота» или «привилегия». Таким образом, франчайзинг представляет собой некий договор, форма которого стала хорошо известна аудитории Соединенных штатов Америки в XIX веке, после чего его охотно стали перенимать и предприниматели из других государств и континентов.

Причем данное направление стали приспосабливать к самым разным сферам экономики, даже там, где создание дочерних предприятий и структурных подразделений считается традиционно нерентабельным направлением. Все дело в том, что, по мнению многих руководителей крупнейших всемирно известных корпораций управлять и контролировать глав небольших подразделений и фирм порой бывает не только очень сложно, но и практически невозможно.

Однако и от использования так называемых представителей в данном случае невозможно, а потому собственно и начинают бизнесмены подыскивать достойных партнеров, которые смогли бы не только развивать свое направление при наличии серьезной поддержки со стороны более крупных корпораций, но еще и вести честное сотрудничество, не пытаясь перехитрить своего более опытного партнера.

В настоящее время франчайзинг считается оригинальным и по всем своим характеристикам уникальным инструментом и правовым средством, обеспечивающим органичное соединение политики коммерческих организаций и предприимчивых руководителей крупнейших компаний. При этом и та и другая сторона является максимально заинтересованной в продолжении плодотворного сотрудничества, поскольку прибыль получают все участники данного сотрудничества.

Ведь мощные компании получают прекрасную возможность организовать довольно развитую сеть розничных пунктов продажи своей продукции, занять более выгодные позиции не только на отечественном, но и на мировом рынках, а также избавиться от непредвиденных рисков, сведя их практически к нулю.

Наряду с этим, небольшие организации, которые стали участвовать в сотрудничестве на основе франшизного договора сохраняют свою имущественную самостоятельность, получая при этом довольно хорошие преимущества для деятельности под патронажем крупной торговой сети, увеличивают свои объемы за свет предоставляемой продукции вторым участником данного проекта и при этом могут максимально увеличить собственную значимость среди игроков российского рынка.

В современной России франчайзинг используется практически всеми иностранными компаниями, которые решили представить свою продукцию отечественным потребителям, причем данное направление получило название коммерческой концессии. Ее главной целью считается активное содействие продвижению товаров, презентации новых видов услуг, производимых и продаваемых на территории целой страны или же отдельного региона законным правообладателем.

Кстати, все это очень четко прописано в пункте втором статьи 1027, ст. 1030, п.2 ст. 1031, ст. 1032 ГК РФ, с которыми хорошо знакомы практически все современные предприниматели, действующие на территории нашего государства. Другими словами, можно представить коммерческую концессию в виде специального направления, предназначенного для полноценного обслуживания процесса производства определенных товаров и услуг.

Во время участия в франшизном сотрудничестве каждый пользователь получает наряду с исключительным правом, выступающим в роли так называемого средства индивидуализации главного производителя, получает и конкретные товары, производственный опыт и умения, которые требуются для правомерной продажи продукции конечному потребителю.

Сам же правообладатель получает уникальную возможность максимально расширить возможности сбыта уже готовой продукции, продаваться которая будет впредь посредством каналов, наработанных так называемым представителем и второй стороной, участвующей в сотрудничестве на основании франшизного договора. Следует пару слов сказать и об отдельных элементах коммерческой концессии, причем в данном случае решающая роль отводится таким положениям коммерческого сотрудничества, как пользователь франшизы, предмет договора, стоимость товара, срок, содержание и форма непосредственного сотрудничества.

При этом в роли правообладателя выступает лицо, которое безраздельно распоряжается правом на использование и применение в любом качестве отдельной товарной категории, что собственно он может перепоручить и своему представителю, в виде второго участника франшизного договора. Но при этом, он должен иметь уверенность в том, что все его права имеют легитимный характер, что дает бизнесмену уверенность в сохранности товарного знака и отсутствии неприятных инцидентов с представителями контролирующих органов.

Кстати, согласно современному законодательству, которое действует на территории всего нашего государства и в обязательном порядке должно браться во внимание всеми коммерческими организациями, действующими на его просторах, правообладателем должен быть предприниматель, что прописано в пункте третьем статьи 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ведь в противном случае он не сможет использовать данный товар, как предмет, подлежащий коммерческой реализации и перепродаже с целью извлечения материальной прибыли.