Два типа классификации франчайзинга

Два типа классификации франчайзинга

При выборе франшизы будущий франчайзи ориентируется, главным образом, на род деятельности, которой он занимался до принятия данного решения.

Нужно учесть так же, что от вида франчайзингового соглашения будет зависеть и характер отношений между партнерами. На мировых рынках известны фирмы-франчайзи с самой разной специализацией. Франчайзинг охватывает многие отрасли экономики, но все его многообразие находит отражение в нескольких схемах, или видах, в зависимости от состава франчайзингового пакета.

Существует два типа классификаций франчайзинга. По первому типу выделяют товарный, производственный и сервисный франчайзинг. В основу такой классификации положено направление деятельности предприятий. Но подобное разделение следует считать достаточно условным, так как в системе отношений партнеров могут быть элементы, присущие различным видам из данной классификации.

Товарный франчайзинг

Товарный фарнчайзинг – самый распространенный вид в России. При этом франчайзер может либо вовсе не иметь собственных торговых точек, либо развивать свою сеть, уже имея достаточно собственных магазинов. Франчайзи получает на льготных условиях от франчайзера товары для реализации.

Франчайзером выступает, чаще всего, крупная компания, которая предоставляет право франчайзи на продажу и сервисное обслуживание товаров, используя бренд франчайзера. Изготовителем этих товаров может являться либо сам франчайзер, либо сторонние компании. В договоре по франчайзингу оговаривается ассортимент поставляемого товара, детально прописываются все требования к технологии продаж и условиям использования товарной марки франчайзера. Франчайзер предоставляет дочерней фирме услуги обучения персонала, а так же его стажировки.

В случае приобретения или строительства компанией-франчайзи объектов недвижимости, франчайзер обеспечивает финансирование. Кроме того, им оказывается помощь в рекламной сфере, а так же консультирование и информационная поддержка франчайзи.

Все эти меры рассчитаны на то, чтобы гарантировать производителю сохранение качества товаров, а так же репутации в глазах потребителей. При таком подходе бренд будет приносить и успех компании, и выгоду покупателям. Товарный франчайзинг, по мнению экспертов, более выгоден франчайзеру, так как обеспечивает ему при минимальных затратах продвижение товарной марки и расширение рынка сбыта продукции.

Такой вид франчайзинга чаще всего используют производители горюче-смазочных материалов, бензина, оборудования и техники, одежды, обуви, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров.

Производственный франчайзинг

Производственный франчайзинг предполагает роль франчайзера как поставщика оборудования, запатентованных технологий, а так же сырья для производства продукции. Очень часто при этом компания-франчайзер предоставляет франчайзи в качестве сырья ингредиенты собственного производства. Технология создания таких ингредиентов, как правило, не разглашается. В рамках соглашения между партнерами франчайзи предоставляется право приобретения на льготных условиях необходимого производственного оборудования, а так же право использования запатентованных технологий и торговой марки франчайзера.

Франчайзинговый пакет включает в себя рекомендации по организации производства, а так же инструкции по управлению персоналом. Франчайзи должен обеспечить выполнение всех требований, предъявляемых к складским и производственным помещениям.

Очень распространен рассматриваемый вид франчайзинга среди производства безалкогольных напитков. Классическим примером являются предприятия, производящие розлив и упаковку продукции известнейших фирм: Pepsico, Coca Cola, Schweppes и других. Они осуществляют свою деятельность, используя для производства напитков поставляемые франчайзером концентраты. Готовую продукцию франчайзи распределяет среди местных дилеров.

В мировой экономике производственный франчайзинг успешно функционирует. В нашей стране можно привести такой пример, как ООО «Мастерфайбр», производящее резиновые покрытия для спорта и отдыха.

Сервисный франчайзинг

Сервисный франчайзинг имеет прямое отношение к удовлетворению потребности потребителей в высоком качестве производимых услуг. Франчайзи получает право заниматься деятельностью согласно технологии франчайзера. При этом главными чертами создаваемой сети будут являться, прежде всего, бренд, фирменность и единообразие.

Потребитель в рынке предоставляемых услуг будет иметь четкую ориентацию на то, какое количество и качество услуг он получит и за какое время, если обратится в предприятие, работающее под данной конкретной маркой. Информированность потребителя в ожидаемом качестве обслуживания не только вызовет у него положительные эмоции, но и повысит вероятность повторного визита к франчайзи. Франчайзер осуществляет контроль обслуживания клиентов, предоставляя франчайзи соответствующее оборудование и технологии.

Франчайзинг может быть применен фактически к любой сфере услуг, так как является весьма перспективной технологией ведения бизнеса. На российском рынке он активно развивается в туристическом бизнесе, парикмахерских услугах и косметологии, в общественном питании, бытовых услугах, а так же в образовательной деятельности и в области недвижимости.

В этом плане известны такие сети, как Baskin-Robbins, Kodak, Ростикс, и многие другие. Можно сказать, что сервисный франчайзинг является своеобразным синтезом производственного и товарного франчайзинга в сфере услуг.

Некоторые эксперты относят сеть ресторанов McDonalds (МакДоналдс) к представителям производственного франчайзинга, в других источниках ее упоминают в связи с сервисным франчайзингом. Кроме права пользования брендом, франчайзи покупают у своего старшего партнера все необходимое оборудование, рецепты фирменных блюд и многое другое, что необходимо для функционирования ресторана. При этом осуществляется обязательный контроль качества материнским предприятием.

Существует еще один тип классификации франчайзинга. Согласно ему, существует франчайзинг распределения и франчайзинг бизнес-формата. Франчайзинг распределения заключается в продаже товаров под брендом франчайзера и по условиям, определенным в договоре. По сути, этот элемент классификации близок к товарному франчайзингу из предыдущей классификации. Но, поскольку четкие границы в классификации не определены, порой бывает сложно определить, к какой модели франчайзинга ближе торговые компании.

Франчайзинг бизнес-формата

Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным и характеризуется наличием значительных финансовых и людских ресурсов, а так же сложностью организационной системы. Кроме всего прочего, франчайзер предоставляет дочернему предприятию не только свою торговую марку, но и собственные технологии ведения дела, технические и маркетинговые ноу-хау.

Все это должно составлять апробированную и конкурентоспособную систему. Франчайзером составляется обширный пакет документов, который будет сопровождать аренду торговой марки. Он включает в себя многие детали ведения бизнеса, технологии и правила, которые могут коснуться буквально всего: от требований к объектам недвижимости (стоимость аренды, месторасположение), до внешнего вида сотрудников, расположения мебели и освещения.

В результате франчайзи полностью ассоциируется с франчайзером и становится фактически частью корпорации. Все франчайзи централизованно обеспечиваются поставками продуктов или сырья, у них выдерживается единый подход к технологическим процессам, ассортименту товаров или услуг, выдерживается единый фирменный стиль обслуживания. Незначительные отклонения от этих правил наблюдаются очень редко, и, как правило, вызваны необходимостью в условиях конкретного рынка.

Франчайзером бизнес-формата может быть предприятие оптовой и розничной торговли, сферы услуг, производитель товаров или добытчик сырья. Как правило, такие сети характерны для компаний, длительное время присутствующих на рынке и уже доказавших свою состоятельность.

При выборе вида франчайзинга эксперты советуют хорошо изучить предлагаемый ассортимент франшиз, а так же своих потенциальных покупателей, точнее, их потребности и предпочтения. Так же нужно понимать сам процесс предполагаемой деятельности. В этом случае будет больше гарантий для успешного сотрудничества.