Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения

Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения

Желающих строить свой собственный бизнес, пользуясь чужим, но уже известным брендом, становится все больше. Выбор франшиз тоже довольно широк.

Точной статистики числа функционирующих франчайзинговых «семей» в России не ведется, по разным данным их примерно от 300 до 1000. Число добившихся успеха составляет около 40. Срок функционирования малоуспешных франчайзинговых сетей всего 2-3 года.

Цели создания франчайзингового союза кажутся довольно очевидными. Один из партнеров, оказавшись под опекой раскрученной торговой марки, получает возможность заработать, используя отлаженные бизнес-процессы. Другой партнер завоевывает новые рынки, так сказать, «чужими руками», расширяя сферы влияния, и, кроме прочего, получая дополнительные взносы в рекламный фонд.

Такой союз компаний на Западе основывается на взаимном уважении друг к другу, создавая прочные отношения для решения общих вопросов. В России же возникающие противоречия часто не до конца проясняются при оформлении сделки, превращаясь затем во множество проблем, оборачиваясь своеобразными ловушками – юридическими, психологическими и т. д.

Франчайзи может попытаться проявить инициативу, отступив от стандартов продукта, тем самым повышая свой доход в ущерб репутации партнера. Франчайзор в ответ, как правило, ужесточает контроль, либо с целью конкуренции создает в непосредственной близости еще одну свою торговую точку.

Таким образом, изначально имея простую схему, в России франчайзинговые отношения приобретают эффект «черного ящика». Для франчайзора, к примеру, все может обернуться тиражированием собственных конкурентов своими же силами. Есть своеобразные «подводные камни» и для франчайзи: покупка права на производство уже известной марки – еще не гарантия успеха.

По мнению аналитиков, одной из основных причин возникающих проблем является неготовность франчайзора к «тиражированию» своей марки. Создание собственной сети требует от франчайзора внедрения новых технологий управления, формирования соответствующей инфраструктуры, чтобы сопровождать франчайзи на начальных порах, оказывая необходимую поддержку.

Поэтому, прежде чем продавать франшизы, неплохо открыть дополнительные филиалы компании в собственном городе, а затем тиражировать свой опыт в пределах других регионов по франчайзинговой схеме. Это поможет избежать возможного хаоса внутри управленческой структуры компании, некачественной проработки франшиз.

Часто франчайзор допускает серьезную ошибку, рассматривая предприятие франчайзи как свое собственное структурное подразделение, обязанное беспрекословно подчиняться руководству. Но суть договора между партнерами состоит в их юридической самостоятельности и партнерском равноправии. Франчайзи в этом случае является равной стороной, права и обязанности которой отражены в документах, составляющих франчайзинговый пакет. Система взаимоотношений и платежей при этом должна быть выстроена таким образом, чтобы партнерам было экономически невыгодно разделиться и действовать автономно, иначе развал неизбежен.

Опасности для франчайзора

Из двух самых очевидных вариантов опасностей, первый – это похищение успешной идеи, отлаженной схемы ведения бизнеса и клонирование продукта бывшим франчайзи, но уже под собственной торговой маркой. Как может появиться новоиспеченный конкурент у франчайзора? После завершения срока действия договора, а, возможно, и его досрочного расторжения, франчайзи продолжает пользоваться всеми теперь уже известными технологиями, просто поменяв название продукта, к тому же имея при этом уже «прирученных» клиентов.

К сожалению, не всегда удается эффективно этому противодействовать. Чтобы избежать такого варианта развития событий, франчайзор должен учесть все возможные способы ухода бывшего партнера вместе со своими секретами, проконсультировавшись по этому поводу у соответствующих специалистов.

Еще одним вариантом опасности для франчайзора является неуважение франчайзи к используемой марке и нежелание поддерживать соответствующий уровень репутации и качества. Кроме того, если предприниматель является по своей сути стратегом, лидером, если он использует в своей деятельности неординарные решения, то роль франчайзи не для него.

Ему будет очень тяжело выдержать ограничения и стандарты франчайзинговых обязательств. Это может касаться не столько финансовых взаимоотношений, сколько самого порядка ведения бизнеса: кадровой политики, схеме работы с клиентами и контрагентами и т. д. В таком случае, может быть отвергнута покупка даже вполне перспективных франшиз. Но существуют и такие варианты сотрудничества, когда франчайзи активно участвует в формировании стандартов вместе с материнской структурой.

Для предотвращения рисков франчайзору, по советам экспертов, нужно при подготовке франшиз выполнить следующие шаги: оформить и защитить объект интеллектуальной собственности, утвердить процедуры ведения бизнеса, до получения прибыли определить издержки, предшествующие ее получению, провести анализ рынка, обеспечить постоянную поддержку франчайзи.

Кроме того, необходимо тщательно проанализировать критерии отбора франчайзи, политику их привлечения, схемы выплат, стратегию выхода из бизнеса. Очень важно для франчайзора правильно рассчитать плотность создаваемой сети, чтобы исключить конфликты между соседними франчайзи. Необходимо так организовать деятельность, чтобы быть для франчайзи источником поддержки, а не конкуренции.

Ловушки для франчайзи

Франчайзи, на плечи которых ложатся капитальные затраты по открытию нового предприятия, часто переоценивают свои возможности, не изучив специфику рынка, где предстоит реализация чужой идеи. Нередко франчайзи без должного внимания относится к деталям заключаемого договора. Последствия могут быть весьма нежелательны: по окончанию срока франчайзор желает изменить условия, либо вовсе отказаться от продления договора, в то время как франчайзи еще не успел толком встать на ноги. Это характерно для франшиз в сфере торговли сроком на 1-3 года.

Может быть и такой вариант развития событий: после окончания действия договора франчайзор открывает в этом же месте собственную точку. Это происходит, если франчайзором в договоре прописан выкуп предприятия франчайзи по определенной стоимости, а так же бесплатная переуступка прав по аренде помещения. Такой пункт договора означает, что франчайзи может потерять все.

Существуют на рынке и франшизы-пустышки. Это тоже риск для франчайзи. Ожидая после покупки сопровождение бизнеса в виде передачи технологий управления, отлаженной логистики, и других благ, обещанных франчайзором устно, франчайзи на деле выясняет, что в договоре эти обязательства определены очень расплывчато. Франчайзи от такого договора получает лишь ненужные себе обязательства.

Иногда предприниматель пускает дела на самотек, считая, что предприятие, открытое по франшизе, будет приносить прибыль и без его участия, не учитывая конкретной рыночной ситуации и того, насколько его настоящий бизнес соответствует ей. Вместо прибыли франчайзи получает дорогостоящее и утомительное развлечение, которое может закончиться полным крахом.

Несмотря на негативные стороны, франчайзинг в России переходит из количественного в качественный рост. Франчайзи приобретают необходимый опыт, все чаще делая правильный выбор и отказываясь от «дутых» предложений. Ежегодно число франчайзинговых проектов увеличивается в два раза. Наиболее показательно развитие франчайзинга в сфере торговли, сюда относится более половины всех проектов.

Этому сильно способствует строительство крупных торговых комплексов. Постепенно отдельные магазины вытесняются с рынка крупными сетями. Эксперты утверждают, что в будущем франчайзинг станет для «одиночек» основным вариантом продолжения деятельности. Пик популярности этого вида предпринимательства еще впереди.