Общие принципы продвижения стартапа в поисковиках

Общие принципы продвижения стартапа в поисковиках

SEO-оптимизация и контекстная реклама – хорошая основа для получения первоначальной аудитории, но подходят не для любого проекта.

Если проект заточен на специфическую аудиторию или предлагает услуги, которые в принципе никогда не запрашивались людьми (например, «приложения для работы с почтой Gmail» или что-нибудь в таком духе), то трафик лучше получать за счет других механизмов. Наш проект Travelatus посвящен путешествиям на мероприятия. Конечно, это тоже специфическая услуга, но она все равно рассчитана на массовую аудиторию.

Мы ориентируемся на интернет-пользователей, у которых есть конкретная задача – они ищут билеты на какой-то концерт или фестиваль, а мы предлагаем им купить эти билеты и путешествие на место проведения. Наш сервис отвечает на множество конкретных запросов пользователей, поэтому поисковый маркетинг нам хорошо подходит.

Проект заточен под зарубежный рынок, поэтому мы используем контекстную рекламу AdWords и SEO-продвижение в Google. Для российского рынка, конечно же, больше работает «Яндекс.Директ» и продвижение в «Яндексе». Механики на всех рынках похожи в основных чертах.

Какими должны быть запросы

Основа работы с поисковым маркетингом – формирование семантического ядра, то есть облака запросов пользователей, в ответ на которые в поисковиках будет показана ссылка на ваш сайт. Можно затачивать контент на сайте и рекламные объявления под высокочастотные «широкие» запросы. В нашем случае, такими запросами были бы «путешествия на мероприятия», «билеты на концерты», «билеты на спорт».

Затраты на продвижение по таким запросам очень высоки, а отдача непонятна, так что мы собирали семантическое ядро из низкочастотных запросов. Например, «концерт Muse», «концерт Depeсhe Mode» и так далее. В данный момент мы тестируем ограниченное число объявлений с упоминаниями групп, билеты которых есть на сайте, и в будущем планируем его увеличивать.

При работе с контекстной рекламой нужно учитывать возврат затраченных средств. Грубо говоря, если на нашем сайте билет на мероприятие стоит $100, а комиссия составляет 7%, то целевое действие приносит нам $7. При этом, если конверсия на сайте составляет 1%, то есть из ста посетителей один покупает билет, то затраты на привлечение одного посетителя не должны быть выше 7 центов. С низкочастотными запросами можно добиться такой стоимости – до 7 центов за переход на сайт.

Как подбирать запросы для контекстной рекламы

На первом этапе нужно понять, что ищет аудитория – спрогнозировать ее потребности. Наша аудитория ищет концерты, билеты, мы это понимаем и интуитивно подбираем нужные сочетания слов, которые пользователи могут забить в поисковую строку, с помощью оценщика ключевых слов AdWords (если вы хотите продвигаться с помощью «Яндекс.Директ» – с помощью wordstat.yandex.ru).

Если на сайте уже есть трафик, то с помощью программы для работы со статистикой можно посмотреть, по каким поисковым запросам к тебе заходили, и на основе этого выстраивать стратегию продвижения «недостаточно продвинутых» слов. В качестве такой программы я использую Trafficweb – она удобна для сбора таких данных из статистики Liveinternet или же из Google Analytics.

Хороший способ составить список ключевых слов – собрать статистику по конкурентам или похожим сайтам. Раньше статистика заходов на сайты по поисковым запросам была по умолчанию открыта на Liveinternet.ru. Но потом, видимо в рамках борьбы со сборщиками данных, ее закрыли.

Сейчас подобную статистику пока еще можно найти на Mail.ru. Например, если вы готовите проект по тематике Hitech, то полезным будет взглянуть на количество переходов из поисковиков на сайт hi-tech.mail.ru и из этого подготовить семантическое ядро для своего сайта. Программа Trafficweb позволяет получить эти данные в автоматическом режиме.

Как писать SEO-тексты и покупать ссылки

На «трэвел-сервисах» типа Booking.com и Ostrovok.ru существует множество страниц, посвященных странам и городам. Обычно на странице города что-то несколько раз написано о нем, а после текста следуют длинные списки отелей. Мы будем заниматься SEO-оптимизацией по тому же принципу. Например, на нашем сайте могут продаваться билеты на концерты, футбольные матчи и другие мероприятия в Париже, и будет отдельная страница, посвященная городу.

Также могут быть страницы по отдельным исполнителям, музыкальным фестивалям, спортивным командам, видам спорта и так далее. В текстах будут упоминаться такие же «ключевики», что и в объявлениях: «концерт такого-то», «билеты на того-то». Таким образом мы будем привлекать на сайт свою аудиторию. В SEO я также предпочитаю стратегию продвижения по низкочастотным запросам. Данная стратегия требует большой работы по текстовому наполнению сайта, но эта работа даёт хороший долгосрочный эффект.

Многие задают вопрос, сколько раз в тексте необходимо упомянуть фразу для успешного продвижения. В случае низкочастотных запросов достаточно и одного упоминания. В случае высокочастотных запросов это обычно около 2-3 раз на 2 тыс. знаков текста.

Некоторые компании предпочитают заказывать написание SEO-текстов аутсорсерам. Существуют биржи – например, Textsale или Copylancer или компании, специализирующиеся на написании SEO-текстов (например, компания Textprom). Стоимость услуг копирайтера составляет обычно около $5 за 1 тыс. знаков. В российском SEO широко распространена практика аренды и покупки ссылок. Есть два варианта: биржи ссылок (я использую, в основном, биржу Sape) и системы типа Gogetlinks и Miralinks.

Для автоматизации работы с Sape я использую плагин для брузера Firefox – c помощью него я в автоматическом режиме собираю данные по количеству текста на сайте (предпочитаю покупать ссылки на страницах, содержащих не менее 1000 знаков текста), количеству внешних (не более пяти) и внутренних (не более 100) ссылок. Плагин также позволяет проверить индексацию ссылки по истечению определённого времени (я проверяю индексацию через 30 дней).

Для оценки стоимости продвижения того или иного запроса и анализа того, какие ссылки покупают конкуренты можно использовать системы-«агрегаторы» – Seopult, Webeffector или Rookee – в принципе, на начальном этапе их же можно использовать и для продвижения проекта, внимательно присматриваясь к тому, какие ссылки предпочитают их автоматические алгоритмы.

При покупке ссылок полезным бывает «разбавление» биржевых ссылок из Sape или иных подобных систем ссылками «из текстов», возможность приобрести которые предоставляют системы продажи вечных ссылок, упомянутые выше. В среднем я стараюсь покупать таких ссылок на 50% от бюджета, который тратится на ссылки в биржах.

В зарубежном интернете все больше стараются предпринимать действия по так называемой «ловле ссылок». В этом случае расчет идет на создание уникального интересного контента, на который сами пользователи будут ставить ссылки. На западе интернет-аудитория активнее, и этот расчет себя оправдывает. Когда мы запустили проект, то одновременно с ним запустили блог на тему путешествий. Обычный такой бложек, где многое делалось посредством перевода российских статей на английский.

Там были статьи справочного характера типа «Самая длинная улица в мире», при этом уровень качества контента был достаточным для активного обмена ссылками. Вряд ли кто-то будет давать ссылки на твое коммерческое предложение, но если это интересная справочная информация – вполне возможно.

Когда поисковики замечают вашу работу

Поисковики учитывают какие-либо действия по оптимизации сайтов не сразу, но на индексацию страниц уходит не три месяца, как считают некоторые специалисты по SEO, а от суток до месяца. Этот временной промежуток зависит от того, насколько часто на сайте вообще обновляется контент. Если быстро, то поисковик индексирует страницы быстрее. Можно «приучить» «Яндекс» к быстрой индексации, если в течение продолжительного времени «скармливать» ему по несколько страниц с SEO-контентом с определенной частотой.

Где искать дополнительную информацию про SEO

  • Видеосеминары по интернет-маркетингу от Cybermarketing
  • Форум о поисковых системах (особенно полезен на начальном этапе раздел «Любые вопросы от новичков» и прикреплённые темы в нем)
  • Seonews – информационный ресурс, содержащий полезные статьи и новости по SEO и поисковому маркетингу
  • Search Engine Journal – полезный ресурс для тех, кто интересуется зарубежными практиками продвижения сайтов