Коучинг как инструмент обучения и развития персонала

Коучинг как инструмент обучения и развития персонала

В настоящее время появилось множество публикаций, посвященных теме коучинга. Слово это появилось у нас в обиходе достаточно недавно, многим оно попросту незнакомо, и много людей неправильно его трактуют.

Многочисленные выступления и публикации многих западных специалистов преподносят коучинг как панацею, которая должна спасти мир бизнеса.

Так ли это, и что собой представляет коучинг – мы рассмотрим в данной статье. Следует сразу оговориться, что коучинг, как понятие в целом, и коучинг, как определенный стиль менеджмента применим только с целью решения определенных задач и только при определенных условиях. Мы остановимся на коучинге, как стиле менеджмента, и, дабы не усложнять, назовем его коуч–менеджментом.

Что такое коучинг

Что это такое? Если говорить предельно просто – это метод, суть которого в том, что вместо инструкций и постановки задач используются вопросы. Это почти все.

По своей сути, коуч – менеджмент представляет собой не что иное, как демократичный стиль управления. Он был и применялся всегда. И это вовсе не завезенное с запада новое модное направление менеджмента. Просто настало его время.

Каждый студент экономического факультета знает, что демократичная форма управления – одна из самых эффективных. Но до сегодняшнего дня она встречалась крайне редко – большинство начальников предпочитают жесткий, авторитарный стиль управления. При этом они сами решают все вопросы, осуществляют контроль над выполнением поставленных задач, и.т.д.

Демократичный стиль мало используется по той простой причине, что он требует определенных умений и навыков. А этому пока не учат нигде.

Скажите, а вам знакома ситуация, когда кто-то искренне поинтересовался, как у вас дела, какие вы преследуете цели, какие у вас планы – поинтересовался таким образом, что после общения с этим человеком у вас за спиной «вырастали крылья» и вы с легкостью и решительностью брались за дело? Если да, то вы уже знакомы с коучингом.

В чем же принципиальное отличие деятельности коуч-менеджера? В том, что он, даже при озвучивании задач подчиненному интересуется:

  • Какие методы и способы подчиненный намерен применить для решения задачи;
  • Обладает ли подчиненный необходимыми знаниями и навыками, необходимыми для применения в работе данных приемов и методов.

И сделать это руководитель должен таким образом, чтобы у подчиненного не возникло страха признаться в том, что он не обладает навыками работы, скажем, с электронными таблицами.

И сделает это не с целью «отмазаться» от поставленной задачи, а потому, что хочет как можно лучше выполнить работу. Создание дружелюбной атмосферы в коллективе, безусловно, очень важно. Но это – не цель, это всего лишь база, на которой руководитель строит всю политику коуч – менеджмента.

Создав соответствующую атмосферу, коуч-менеджер использует ее следующим образом:

  • Выясняет, правильно ли сотрудник понял задачу;
  • Задействует сотрудник в решение данной проблемы, обрисовывает план действий;
  • Мотивирует сотрудника, вдохновляет его на успешное выполнение задачи и достижение успешного результата;
  • Занимается эффективным контролем деятельности подчиненного.

Основные принципы коуч-менеджмента

Основная задача коучинга – повышение эффективности работы персонала, за счет того, что сотрудники сам решают все возникающие проблемы, и повышение их мотивации в достижении желаемого результата. Можно сказать, что коуч–менеджмент зиждется на двух столпах: Осознанность и Ответственность.

Осознанность своих действий и ответственность за них. Но для того, чтобы реализовать эти два ключевых принципа коучинга на практике, необходимо, чтобы подчиненный достиг определенного уровня зрелости, и был готов нести ответственность за свои действия.

При каких же условиях коуч-менеджмент может дать максимальный результат

Условий всего три:

  • «Дозревание» подчиненного до восприятия такого типа управленческого стиля;
  • Коуч-менеджмент должен органично вписаться в характер выполняемой подчиненным работы и в общую культуру управления предприятием;
  • «Дозреть» должен сам руководитель.

И только при соблюдении всех этих трех условий имеет смысл внедрять коучинг в управленческую систему организации.