Бережливое производство в малом бизнесе: как такое возможно?

Бережливое производство в малом бизнесе: как такое возможно?

Бытует мнение, что Бережливое производство (Lean Production) применимо только на крупных компаниях. Кто-то даже говорит, что это применимо только в производстве. В этой статье я продемонстрирую обратное.

Во первых, для каких отраслей это будет полезно:

  • Продажи;
  • Сфера услуг;
  • Производство;
  • Строительство;
  • Разработка программного обеспечения;
  • Проектирование;
  • Стартапы любых направлений.

Что это дает

Если вы работаете в малом или среднем бизнесе, Lean Production решит для вас несколько ключевых проблем:

  1. В подавляющем большинстве небольших компаний присутствует проблема роста. Собственник, либо главный менеджер завешаны кучей задач, которые мешают расти бизнесу. Lean решает вопрос быстрого делегирования задач и постановки бизнеса на “автопилот”.
  2. В некоторых компаниях присутствуют специалисты, уход которых может застопорить всю работу. Lean Productionпозволяет значительно повысить взаимозаменяемость сотрудников за счет быстрых систем обучения. Кроме того, это позволяет быстрее обучаться новым сотрудникам.
  3. Большой фокус на потребителе позволяет концентрироваться только на том, что нужно потребителю и отсекать ненужное. Вместо того, чтобы вступать в прямую конкуренцию – вы даете клиенту то, что никто более на рынке не сможет ему предложить.
  4. Компания начинает развиваться изнутри, так как каждый сотрудник вовлечен в выстроенную систему решения проблем.

Из чего состоит

В Бережливом производстве для небольших компаний есть несколько ключевых элементов:

  1. Концентрация на потребителе. Ценностный подход.
  2. Процессный подход – концентрация на потоке создания ценности, а не на организационной структуре.
  3. Система решения проблем, в которую вовлечен каждый сотрудник. Любой исполнитель также становится менеджером.
  4. Стандартная работа (стандарты отличаются от тех, которые используются везде).
  5. Визуализация – когда с одного взгляда вы можете понять, как идут дела в вашем бизнесе.
  6. Система вытягивания – вы делаете ровно столько, сколько требует потребитель.

Различия в подходе

Имея опыт применения бережливого производства как в крупных, так и в начинающих компаниях, могу выделить два основных различия:

  • В начинающей компании мы делаем основной уклон на пересмотр ценности. Продукт меняется, обратная связь от потребителя берется наиболее часто (в процентном соотношении от всех потребителей).
  • Если компания прошла период становления – пересмотр ценности уходит на второй план (но он остается). Наибольшее внимание уделяется построению и развитию самой системы и качеству оказания услуги (производства продукта).

Ценность

Самым важным в Lean Production является определение ценности. Ценность – это те характеристики продукта или услуги, за которые потребитель готов платить.

Ценность продукта обязательно решает какую-либо проблему клиента (экономия времени, безопасность, положение в обществе, комфорт для частного человека и повышение прибыли для бизнеса).

Перед анализом потока создания ценности, после выяснения ценности продукта, вы определяете, какие действия добавляют эту ценность, а какие нет.

Процессный подход

Одним из важнейших отличий от стандартного подхода в построении компании является процессный подход. Не имеет значения, как называются директора и за что они отвечают.

В процессном подходе вы выстраиваете работу вокруг потока создания ценности. Поток создания ценности – это движение материала (информации, клиента при оказании услуги) через последовательность операций.

При процессном подходе вы в первую очередь смотрите на потери при движении и преобразовании материала (информации), а не на загруженность оборудования.

Потери

Все движения, все действия, которые не добавляют продукту ценность, являются потерями. Например, ожидание материала – потеря, излишняя излишнее перемещение – потеря и т. д.

В бережливом производстве различают несколько основных видов потерь:

  • Перепроизводство – вы сделали больше, чем это требует следующий процесс или потребитель. Эта потеря, как правило, скрывает остальные виды потерь.
  • Любая транспортировка – это также потеря.
  • Ожидание – также потеря, хотя и не совсем очевидная. Она увеличивает время производственного цикла.
  • Избыточные запасы.
  • Брак.
  • Излишняя обработка или изготовление того, что потребителю не нужно (к вопросу о ценности).
  • Лишние движения.

Все эти потери значительно увеличивают время производственного цикла (время оказания услуги). А это увеличивает срок выполнения заказа.

Система решения проблем

Система решения проблем является одним из самых важных элементов, когда вы создали продукт. Отличайте решение проблем от системы решения проблем.

Создавая систему решения проблем, вы создаете стандарты и процедуры, по которым каждый сотрудник может понять, как определить проблему, измерить ее, как найти причину проблемы и как найти решение.

Важным моментом в системе решения проблем является поиск глубинной причины проблемы с помощью цепочки причинно-следственных связей.

Стандартная работа

Стандарты в бережливом производстве значительно отличаются от стандартов в традиционном подходе. В традиционном смысле стандарт – это инструкция, как нужно идеально выполнить работу, чтобы всё работало как надо.

В понимании Lean стандарт – это документ, отражающий реальную ситуацию в системе. Если работа выполняется с потерями – это фиксируется в стандарте. Если исполнитель стоит и ждет –это также отражается в стандарте. Это имеет критическое значение для системы решения проблем. Стандарт должен отражать текущую ситуацию. Как только решается проблема – меняется стандарт.

Если возникает проблема – первое, на что смотрят – выполняется ли стандарт. Если стандарт выполняется – ищется проблема в самом стандарте. По стандартам работают как исполнители, так и все менеджеры.

Визуализация

Визуализация является одним из важнейших элементов в бережливом производстве. При делегировании полномочий сотрудникам, необходимо четко понимать, что происходит в процессах. Чтобы вы смогли видеть бизнес насквозь – везде внедряются элементы визуального контроля. Когда возникает проблема – визуализируется появление проблемы (андон).

Когда выполнена поставка – это визуально отражается сигналом. Расположение предметов также размечено (5S). Если что-то лежит не на своем месте – это первый сигнал того, что какой-либо стандарт не выполняется.

Если обобщить – визуализация является главным элементом системы выявления проблем. Выявленные проблемы передаются в систему решения проблем.