7 качеств успешного предпринимателя

7 качеств успешного предпринимателя

Введите в строке поиска Google фразу: «предпринимательские качества» и меню частых запросов продолжит именами знаменитых бизнесменов: «…Стива Джобса», «…Билла Гейтса» и т. д. Эти имена приходят на ум каждый раз, когда речь заходит о знаменитых бизнесменах, которые, кажется, родились с геном предпринимательства в крови.

Их успех вдохновляет и пугает одновременно. Но что делать, если вы не родились с творческим гением Джобса или железной волей Гейтса?

Для вас есть хорошая новость: существует набор качеств, обладая которыми можно добиться успеха. Ученые, бизнес-эксперты, венчурные инвесторы утверждают, что предпринимателем можно стать на любом этапе жизни и в любой сфере бизнеса, ими становятся люди любого типа личности и с любым средним баллом в аттестате.

Как правило, эффективные предприниматели получаются из вчерашних троечников.

Вопреки общепринятому мнению, вы не обязаны быть преуспевающим, сверхорганизованным трудоголиком или экстравертом для того, чтобы создать успешный бизнес. «Этот тип людей не рискует стать бизнесменами», — говорит Илана Файн, управляющий директор центра предпринимательства Dingman университета штата Мэриленд, — Это относится и к студентам отличникам. Как правило, эффективные предприниматели получаются из вчерашних троечников».

Как бы то ни было, большинству успешных предпринимателей присущ определенный набор качеств, благодаря которым они и добились успеха. Анализ 23 исследований, опубликованный под названием «Большая пятерка качеств личности и предпринимательский статус», выявил, что предприниматели обладают личностными качествами, которые отличают их от корпоративных менеджеров, такими, например, как открытость к опыту (любопытство, новаторство) и добросовестность (самодисциплина, мотивация) и в значительно меньшей степени невротизацией, что позволяет им лучше переносить стресс.

1. Упорство

Начинать бизнес это как участвовать в марафоне. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется жить в состоянии постоянной неопределенности, преодолевая препятствия и испытания на протяжении долгих лет. Настоящие предприниматели не жалуются на то, что раньше или у кого-то другого было больше шансов найти свой рынок или избежать опрометчивых ошибок. Потому что они обладают одним важным качеством – упорством. Это качество имеет и другие обличия: настойчивость, решительность, целеустремленность.

Майк Колоуэлл, руководитель компании Greater Des Moines Partnership и ведущий форума бизнес-ангелов Plains Angels в штате Айова считает упорство качеством номер один для любого бизнесмена. «Предпринимателям практически ежедневно приходится сталкиваться с неудачами. Это происходит постоянно. И каждый раз они вынуждены начинать сначала», — говорит он. Джетт МакКэндлесс был партнером в логистической компании.

В процессе стремительного развития компании руководство совершило немало ошибок, в том числе были проблемы с выставлением счетов, что привело к истощению денежных резервов на счетах. Бизнес пришлось продать за часть его стоимости. МакКэндлесс был не согласен с такой позицией, и ему пришлось уволиться. Вместе с этим он лишился служебного жилья и автомобиля, и ему пришлось переехать в квартиру своей подруги. «Это был очень тяжелый период», — вспоминает он. — Я был на грани банкротства».

Он прошел 25 собеседований и получил несколько предложений от логистических компаний с окладом в $200 000 в год и выше. Но МакКэндлесс, выросший в бедной семье, спросил себя: Стоит ли мне устраиваться на спокойную и стабильную работу, или я смог бы организовать собственный бизнес? «Я боялся, что неудачи будут преследовать меня всю оставшуюся жизнь. Но и я не собирался позволить этому случиться», — говорит он.

И тогда, вместо того, чтобы принять одно из заманчивых предложений, он организовал свою собственную компанию CarrierDirect в Чикаго. Оставшись без работы благодаря невыгодным условиям в прошлой компании, он создал совершенно новое направление в области логистики. Вместо традиционного поиска грузоотправителей и перевозчиков он переориентировался на консалтинг, обеспечивая маркетинг и продажи для логистических компаний. Через два года доход компании CarrierDirect вырос до $35 млн. «Я был рад, что не принял тогда одно из тех заманчивых предложений», — говорит он сейчас.

2. Одержимость

Существует распространенное мнение, что успешные предприниматели руководствуются лишь жаждой наживы. Но большинство из них скажет, что их вдохновляет созданная ими продукция или услуги, призванные решать проблемы и делать жизнь легче, лучше и дешевле. «Многие предприниматели, которых я знаю считают, что они могут изменить мир, — говорит Джей Фридлендер, профессор колледжей College of the Atlantic и Babson College. — Их сердца наполнены любовью и верой в то, что они делают, и эти чувства помогают им в тяжелые периоды».

Страсть основанная на конкретной миссии вашей компании является тем внутренним зарядом, который поддерживает их в период между получением дохода. Джон Рулак увлечен выращиванием конопли, которая имеет широкое применение для промышленных и пищевых целей. Она выращивается без использования гербицидов, что делает ее экономически выгодной культурой для эффективного сельского хозяйства.

С целью создания нового рынка конопли для канадских фермеров, Рулак организовал компанию Nutiva, первым продуктом которой в 1999 году стал конопляный батончик. Но вскоре он привлек внимание сотрудников таможенной службы США, которые посчитали коноплю разновидностью каннабиса и марихуаны. «Вначале они попытались помешать нам, — вспоминает Рулак. — Они сказали, что наш товар не должен уйти со склада.

Но он ушел. Было очень трудно заниматься этим бизнесом». Два года спустя Министерство юстиции приняло постановление, на основании которого коноплю отнесли к категории запрещенных веществ, наряду с героином. «Мы стояли перед выбором: выйти из бизнеса, продолжать работать или сесть в тюрьму, — рассказывает он. — Нас ждало банкротство и разорение».

Когда ситуация заходит в тупик — копайте глубже.

Надо сказать, что на тот момент инвестиции Рулака в этот бизнес составляли более $100 000. Многие советовали ему закрыться. Вместо этого, он решил бороться и подал в суд на Управление по борьбе с наркотиками. Через два года при поддержке со стороны других производителей натуральных продуктов он выиграл дело. Вера Рулака в силу своей миссии победила.

«Я был уверен в своей правоте и заблуждениях государственных организаций пытающихся запретить нам сделать что-то полезное для людей, — объясняет он. — Я чувствую, что могу внести свою лепту в разработку более совершенной системы питания». Сегодня компания Nutiva продает большое количество органических продуктов из конопли, от протеиновых коктейлей до кокосового масла. Опираясь на свой опыт, Джон Рулак советует: «Когда ситуация заходит в тупик — копайте глубже».

3. Умение преодолеть страх

Еще одно качество присущее успешным предпринимателям — рискованность, то есть абсолютная готовность к неопределенности и возможным провалам. «Все это означает умение успешно управлять страхом», — считает Майкл Шеррод, штатный предприниматель школы бизнеса Neeley при Техасском Христианском университете. Он считает, что умение контролировать свой страх – главное качество любого человека. «Страх унижения, потери дохода, банкротства. Этот список можно продолжать бесконечно», — говорит он.

Джилл Блэшек Страан знакома с чувством страха. Основатель и генеральный директор компании по продажам подарков и наборов для приготовления простых блюд Tastefully Simple вспоминает тот страшный период, когда она была вынуждена на три месяца просрочить выплаты по ипотеке. «Страх, что я потеряю свой дом постоянно преследовал меня», — рассказывает она. Одновременно с этим ей пришлось пережить смерть брата, а вскоре после этого и мужа. «В ночь после похорон моего мужа, я подумала, что мне придется закрыть компанию, устроиться на какую-нибудь работу и просто быть мамой», — вспоминает Страан.

Контролируйте свои мысли, и тогда дела будут складываться так, как вы думаете.

Это тот момент, когда на подсознательном уровне проявляется личность бизнесмена. Вы можете пойти на поводу у страха и сдаться, а можете побороть его и выстоять. «Тогда я сказала себе: нет, моя идея будет жить», — рассказывает Джилл. — Мы должны контролировать свои мысли. И тогда дела будут складываться так, как мы думаем». Она приняла сознательное решение – обязательно преодолеть страх. К 2012 году оборот ее компании составлял $98 млн.

«В то время как многие почувствовали бы себя беспомощными в подобном случае, предприниматель видит ситуацию шире и просчитывает как будут разворачиваться события на несколько шагов вперед», — говорит Джонатан Альперт, психотерапевт и автор книги «Будьте смелее, измените свою жизнь за 28 дней».

4. Способность предвидеть

Еще одним из определяющих качеств предпринимателя, отличающим его от обычных людей, является умение предвидеть. Благодаря своему любопытству они находят неразвитые ниши на рынке и с помощью инноваций делают из них перспективный бизнес. Они создают целый мир в своем воображении и затем погружают в него инвесторов, заказчиков и своих сотрудников.

Многие люди были бы удовлетворены, владея парой успешных компаний, но Эльдад Матитьяху открыл еще и сеть магазинов по продаже замороженных йогуртов. Он много читал об оптоволоконных сетях и решил, что хочет быть причастным к технологиям, которые окружали его в Силиконовой долине. Тогда он продал свой йогуртовый бизнес и любимый Harley и взялся за дело, о котором практически ничего не знал. Он устроился на работу в оптоволоконную компанию, чтобы разобраться в особенностях этого рынка и найти свою нишу.

Общаясь с клиентами, он понял, что они хотели бы иметь возможность видеть, кто посещает их профайлы в соцсетях, что это необходимо для безопасности. «Я понял, что не существует никакого способа решения этой наболевшей проблемы, — говорит Матитьяху. – И я решил разобраться почему».

Программа, которую разработал Матитьяху, позволила сделать видимой активность в сети, к тому же она защищала систему. На вырученные от продажи йогуртовых магазинов и своего Harley $100 000, вложив дополнительно небольшие инвестиции членов семьи, но отказавшись от услуг венчурных инвесторов, он открыл свою компанию Net Optics. И уже в октябре 2013 года он продал этот бизнес за $190 млн.

«Предприниматели часто сталкиваются со скептиками, поэтому они должны видеть будущее, прежде чем это будущее произойдет, — говорит Матитьяху. — Главное всегда идти на несколько шагов впереди рынка».

5. Уверенность в себе

Уверенность в себе одна из ключевых черт предпринимателя. Вы должны быть уверены в том, что ваш продукт является именно тем, в чем нуждается весь мир, и что вы будете производить его вопреки доводам всех скептиков, которые всегда найдутся в вашем окружении. Ученые называют это качество – направленная уверенность. Это вера нивелирует риск. Это означает, вы провели достаточно исследований и абсолютно уверены в том, что работа будет выполнена успешно.

Гибкость, очень важное качество, которым должен обладать успешный предприниматель — это способность своевременно реагировать на изменение рынка и вкусов потребителей.

«Вы должны быть достаточно уверены в себе. Будьте готовы взять на себя риски, и одновременно будьте консервативны», — советует Джейсон Апфель, основатель интернет-магазина косметики FragranceNet.com. Апфель ничего не знал о мире красоты, когда создавал свою компанию, но он был уверен, что сделает хороший сайт по продаже косметики. «Я считал, что секрет успеха интернет-магазина – продажа товара по конкурентоспособной цене», — говорит он. Сегодня доход его компании превысил доходы конкурентов и составляет $145 млн в год.

6. Гибкость

Выживание в мире бизнеса зависит от способности к адаптации. Со временем ваш продукт или услуга, скорее всего, будут отличаться от того, что было задумано в начале. Гибкость, очень важное качество, которым должен обладать успешный предприниматель — это способность своевременно реагировать на изменение рынка и вкусов потребителей. «Вы должны уметь быть честным с самим собой, чтобы сказать себе: «Это не работает. Надо все менять»», — советует Колоуэлл из Plains Angels.

Еще во время учебы в Babson College, Мэтт Лаузон придумал идею оцифровать процесс дизайна эксклюзивных ювелирных изделий. После того как в 2008 году компания Highland Capital Partners инвестировала в его проект $500 000, он запустил простую платформу дизайна ювелирных украшений для розничной торговли. Однако год спустя выяснилось, что проект не приносит доходов. «Теоретически это был идеальный проект, но на практике выяснилось, что наши ювелиры просто не могут продавать дорогие программы и оборудование, сидя в своих корнерах», — вспоминает Лаузон.

Тогда он решил узнать мнение клиентов. «Вы создали удивительный проект с большим потенциалом, но вы должны дать людям возможность получать его напрямую», — сказал один из клиентов. Лаузон решили так и сделать, и, вложив дополнительные средства, открыл в Бостоне компанию Gemvara.com, по продаже ювелирных проектов непосредственно напрямую потребителям.

Он не раскрывает объемы продаж, но на сегодняшний день его доход составляет $51 млн, в том числе деньги компании Highland Capital, которая поддержала его первоначальную концепцию. Он даже нанял на работу менеджеров крупнейшей в мире ювелирной компании Tiffany & Ко.

7. Нарушение правил

Предприниматели – это люди всегда готовые бросить вызов общепринятой точке зрения. Исследования, проведенные в прошлом году Росс Левином, сотрудником Калифорнийского университета в Беркли и Йоной Рубинштейн, сотрудницей Лондонской школы экономики показали, что основной массе предпринимателей присуще сочетание таких качеств, как высокоразвитый интеллект наряду с агрессивностью, авантюризмом и рискованностью. Такое сочетание качеств характерно для подросткового возраста и проявляется в бунтарском поведении, например, курении.

На самом деле, даже просто начать свой бизнес это уже нарушение всех правил, поэтому только 13% американцев занимаются предпринимательством, согласно докладу Babson College. Делать то, что не делает большинство – в этом кроется сущность бизнесмена, а для этого нужен огромный внутренний потенциал.

Есть он у вас? Есть только один способ узнать это.